Медиакарта
22:13 | 28 марта 2024
Портал СМИ Тюменской области

Пути-дороги Александра Лейса

Пути-дороги Александра Лейса
11:07 | 15 июля 2013
Источник:

В эти жаркие летние дни я вспоминаю его ежедневно: утром, в обед, вечером тоже, то есть тогда, когда хожу купаться на пляж пруда Южный. А знаком с этим человеком с тех пор, когда он звался просто Сан Санычем и даже ещё не обзавелся высоким званием заслуженного строителя России. Имею в виду Александра Александровича Лейса.

А дело было так. Почти сразу за обочиной Червишевского тракта течет речечка Тюменка, кажется, здесь и начинается. Округу домами застроили – воде деваться некуда, получилось озеро. Утки тут заселились. И вдруг на этом месте наметили поставить корпус железнодорожного техникума. Народ запротестовал, мол, единственный живой уголок. Больше всего переживали ребятишки из расположенной на берегу водоема школы №44. Родители собрали сход, на который судьба завела начальника СУ-964 А. Лейса. Он и решил исход процесса.

Короче, вскоре прибыла техника дорожников. Повытаскивали из пруда тонны хлама: побитые сваи, железобетонные плиты, металлолом, различную рухлядь. Потом прибыла машина УДС-114 и спланировала откосы. По кольцу заасфальтировали пешеходную дорожку. Конечно, потом и городские власти подключились: сейчас вокруг раскинулись деревья и кустарники, газоны с вазонами, скамеечки, живописные фонари.

Я лежу посередине озера и душой отдыхаю, уставясь в голубое небо, в котором порхают ласточки. Думаю, много ли надо человеку для счастья? Не будь Сан Саныча, упорхнуло бы оно, ведь чиновникам все под силу, но вот чашу весов перевесила, однако, воля народа. Все работы фирма Лейса выполнила бесплатно, вроде подарок микрорайону. Правда, и глава СУ выстроил поблизости многоэтажный дом, в который переселил своих рабочих из бараков.

Вспоминая ту пору, А. Лейс говорит:

– Открывая летний сезон, побывали на Южном вместе с депутатами городской Думы и комиссией по обеспечению безопасности населения. Водолазы проверили дно. Есть спасательный пост. Пляж – один из самых комфортных в Тюмени. Вода довольно чистая, поскольку со всех сторон бьют ключи. Люди довольны.

Чего уж там, купающихся – море. Рыбаки тут и там уткнулись в поплавки.

…Автодорогу Тюмень – Тобольск Лейс начинал строить в 1973 году командиром студенческого строительного отряда инженерно-строительного института (ныне ТюмГАСУ). До берега Иртыша дошел уже в качестве главного инженера СУ-932.

– А какие у меня в ССО были бойцы! – улыбается Александр Александрович. – Боец Володя Гордиенко, будущий директор Заводоуковского ДСУ-3. Боец Сережа Зырянов, сегодня он директор Заводоуковского ДРСУ. Боец Витя Рейн, который впоследствии возглавил ДСУ-2 в Ишиме, затем здесь же стал мэром, теперь Виктор Александрович является заместителем председателя Тюменской областной Думы. Конечно, все мы прошли школу управляющего трестом «Тюменьдорстрой», Героя Социалистического Труда Юрия Владимировича Юшкова.

Трест создали в 1965 году. Начальник главка Виктор Иванович Муравленко выделил дорожникам три комнаты в здании главка. В области не было ни мостов, ни аэропортов, дорог никаких – ни авто, ни железных. Первые бульдозеры, тракторы, экскаваторы отправили в Сургут собственным ходом. Ладно, давняя история, давайте продвинемся в рассказе ближе к нашим дням.

– Мой отец, Александр Генрихович, директор совхоза в Северном Казахстане, попросил меня: «Ты вот по «Северам» мотаешься, найди там сына моего старого друга, то есть Колю Руссу». «Ничего себе, «найди», – отвечаю, – область вон какая большая!» – «Кто ищет, тот всегда найдет». Потом у себя в кабинете – уже был назначен начальником СУ-964 – читаю бумаги из Минтрансстроя СССР. На глаза попался приказ: Николай Александрович Руссу назначен начальником Мостоотряда №36. В одном ведомстве служим! Встретились. Подружились.

Не раз славным мужикам приходилось работать плечом к плечу, рука об руку. Помнится, по различным проектным неувязкам задерживалось строительство моста через Туру в створе улицы Профсоюзной. Огрехи устранили. Руководство области и города решило сдать объект в эксплуатацию. Даже красную ленточку приготовили. Только асфальт по эстакаде не уложили.

– Юрий Борисович Куталов, зам мэра (кстати, героический человек, много пользы принес Тюмени), звонит мне, мол, как дела? – продолжает А. Лейс повествование. – Отвечаю, дескать, даже лучше, чем надо: три имеющихся АБЗ нынче произвели 115 тысяч тонн асфальтобетона, то есть втрое больше прошлогоднего. Но уже зима, считай, настала – 11 ноября на календаре, сезон успешно закрыт. Поэтому заводы заглушили.

– Надо, Саша, снова запустить. Станем укладывать асфальт.

– На дворе минус 3, ночью доходит до минус 18. Технология запрещает работать.

И все же запустили движение по «профсоюзному» мосту. Сначала проехали «УАЗы» без брезентового верха. Как на Красной площади: значит, Николай Руссу, «главнокомандующий», парад сдал – губернатор Леонид Рокецкий, «министр обороны», парад принял.

– А как же технология? – интересуюсь.

– Как? По СНиПу асфальтобетонную смесь положено укладывать при температуре 140 градусов, на АБЗ материал разогревали до 180, так что при транспортировке до места укладки он не успевал остывать. А вообще предполагали, что укладка временная, весной придется переделать. Ведь такие холода! И такая шутка сложилась: «Эта смесь так замерзла, что вот уже 10 лет не оттаивает!». Да, десять лет и послужило покрытие. Ничего не переделывали.

Следуя лучшим традициям, СУ-964 во главе с А. Лейсом принимало участие в строительстве автодорог Тюмень – Ишим – Омск, Тюмень – Курган, Тюмень – Екатеринбург. На Севере прокладывали трассы. В частности, магистраль Убинское месторождение – ДНС-1 – Мортымья – Тетеринское месторождение. Тянули трассу Урай – Междуречье – Мортка, Урай – Советский. На юге области налаживали транспортную сеть между Тюнево и Бухталом: ох, какие болота!

– Затем в областном центре начали работать, – добавляет мой герой. – Стали вести реконструкцию центральных улиц Тюмени с полной выборкой и заменой основания дорог. Заодно ремонтировали инженерные коммуникации, находящиеся в теле полотна. Тогда-то и отказались от бетонных бордюров. Нецелесообразно их использовать, так как надо менять через каждые два года. Стали применять гранитные.

Автор как сейчас видит ремонт улицы Республики.

– Тогда бывшая Царская буквально рухнула, – говорит А. Лейс, – а по ней надо рабочих возить на моторный завод – как-никак 10000 человек. Председатель Ленинского райисполкома Сергей Александрович бьет челом. И мы самонадеянно беремся за ремонт. А тут дожди пошли не переставая. Прохудились небеса. В грязи твердого покрытия не обеспечишь. Опять-таки технология страдает. Решили привлечь авиационную технику, которая сушит взлетно-посадочные полосы. Идея не моя, того же Юрия Борисовича Куталова.

Понятно, хозяин аэропорта Рощино Владимир Николаевич Поляков Сан Санычу не отказал бы. Фирма Лейса когда-то изладила первую ВВП, после реконструировала ее, а затем построила ВВП №2. В принципе, не так много в стране аэропортов с двумя полосами, да ещё и международным терминалом. Работа в содружестве с авиаторами обогатила дорожников. В аэродромном хозяйстве применяется несколько иная асфальтобетонная смесь, чем в традиционной автодорожной сети. Лейс перенял все лучшее и стал применять на строительстве городских дорог.

Пользуясь случаем, рассказываю собеседнику о городских трассах, которые провалились еще до подписания акта о приеме в эксплуатацию.

– Нарушена рецептура асфальтобетонной смеси, – начинает А. Лейс разбор, – возьмем три фракции щебня…

На этих трех точках остановимся. Продолжим как-нибудь в другой раз. Думаю, пока читателя устроит резолютивная часть.

– Тех, кто строил в областной столице плохие дороги, больше здесь нет. Избавились. Теперь вся надежда на коллектив ОАО «Тюменское областное дорожно-строительное предприятие», которым руководит Ю. Зинчук. Хорошо работает ЗАО «Пышмаавтодор», где генеральным директором С. Зюзгин. Есть в области организации, берегущие свою честь. Нет вопросов к деятельности ДРСУ в Нижней Тавде, Аромашево, Ишиме, Тобольске, Тюмени, Ярково…

Про свой коллектив Александр Александрович не сказал ни слова, наверное, посчитал, что нескромно. Мы сами упомянем: ООО «Дорстроймеханизация». Базируется в селе Утешево.

– Александр Александрович, о проблемах в дорожно-транспортной инфраструктуре многие судят-рядят, в городе пробки. Что скажете?

– Город очень хорошо выглядит в плане благоустройства. Тюменцы это оценивают. Судя по работам, которые ведутся в 2013 году, в этом направлении будет еще много чего сделано.

Совсем недавно городской департамент дорожной инфраструктуры и транспорта возглавил инженер путей сообщения Виктор Иванович Смолин – хороший организатор. Он сможет профессионально наладить работу по дорожному строительству (проектирование, строительство и технический надзор). Мое личное пожелание: как можно быстрее достроить объездную дорогу вокруг Тюмени. Там надо построить мост через Туру в районе Лесобазы и продолжить восточный участок. Кстати, мы, коллектив СУ-964, начали прокладывать «кольцо». Участок от Верхнего Бора до поселка Мелиораторов на нашем счету.

Мосты – это круто, но денег требуют немалых, да и силенок, поди-ка, маловато.

– Коллектив Николая Александровича Руссу за один год вполне в состоянии соорудить в городе три моста общей стоимостью в 10 миллиардов рублей. И вот что очень важно: нельзя превращать объездную дорогу в городскую улицу. А такая тенденция уже просматривается. Смотрю, у Михайловского рынка появился выезд на федеральную трассу – и уже возникли заторы. Объездная дорога – это не только вклад в борьбу с пробками. Это и экология. Не достроили первое кольцо, но возникла потребность во втором. Успокаиваться на достигнутом нельзя.

– В нашем регионе пока что имеются деревни без надежной связи с «большой землей».

– Но их с каждым годом становится меньше. Я ведь сам рос в деревне Ларихе под Ишимом. Как раз дорогу строили: только что поступили самосвалы марки «ЗИЛ-ММЗ555», тракторы, бульдозеры, скреперы, экскаваторы. Как муравьи копошатся. Затем семья переехала в Новые Локти – и там началась стройка. У меня дядья – двое – шоферили на самосвалах. Насмотрелся – впечатлило, тоже решил дорожником стать.

Автор забыл сказать, что Александр Александрович Лейс является депутатом городской Думы от 25-го округа. Чем они там заняты, думские дьяки?

– В настоящее время нас беспокоит благоустройство домов. Ежегодно благоустраиваем порядка 70, а их в городе всего 3690, количество с каждым годом растет.

– Благоустройство – это что?

– Озеленение, детские и спортивные площадки, малые архитектурные формы. Начали не с центра, у нас и программа такая разработана: «Окраина». Многие дома требуют капитального ремонта. Губернатор В. Якушев своим распоряжением два года подряд выделяет на это дело по одному миллиарду рублей. Округов в областной столице 35, столько же депутатов. Коллегиально делим выделенные деньги между округами, в первую очередь ремонтируем здания, которые уж больно изношены.

Читателя непременно интересует личная жизнь моего героя.

– Жена Татьяна Ивановна, как и я, окончила ТюмИСИ, работала в строительных управлениях начальником ПТО, сейчас на пенсии, воспитывает четырех внуков. Дети, понятно, взрослые – два сына: Евгений, кандидат экономических наук, доцент ТюмГАСУ, заодно руководит семейным ООО «Дорстрой», Виталий – юрист, начальник юридического управления Западно-Сибирского банка Сбербанка РФ. Двое внуков: Илья – 8 лет, Даниил – 6 лет, оба занимаются карате в ДЮСШ «Водник». У старшего синий пояс, младший пока удостоен оранжевого. На днях Илья занял первое место в спортивном лагере: за 1 минуту отжался 84 раза. Аленка совсем ещё мала – полтора годика. Глеб на полгода старше. Уже обзавелся набором строительной техники.

Автор: Юрий МАШИНОВ /фото автора/