Медиакарта
11:51 | 29 марта 2024
Портал СМИ Тюменской области

Высшее образование и личный успех

Высшее образование и личный успех
10:29 | 16 июля 2013
Источник:

Что такое личный успех? Оказывает ли влияние высшее образование на достижение успеха и изменилось ли оно за последние годы? Как должно меняться образование, чтобы соответствовать современным требованиям рынка труда? Своим мнением на эту тему поделился ректор Тюменского государственного университета Валерий Николаевич Фальков.

– Многие молодые люди сегодня стремятся добиться успеха в жизни. И большую часть амбициозной молодежи можно встретить именно в среде студентов. Вы – ректор одного из крупнейших и престижных вузов. Как считаете, что такое успех? Что нужно молодому человеку, чтобы стать успешным сегодня? Каково значение высшего образования для достижения успеха?

– Формула успеха для каждого человека индивидуальна и зависит, на мой взгляд, не только от известных слагаемых, но и от случайностей. Что касается известных слагаемых успеха, то это, во-первых, личностные качества – нацеленность на успех, желание изменить мир вокруг себя к лучшему, неравнодушие к происходящему вокруг. Во-вторых, работоспособность – способность целеустремленно трудиться часами напролет. Кто-то считает, что результат не зависит от количества просиженных на работе часов. Но, на мой взгляд, достигнуть серьезного результата без кропотливой работы нельзя. Есть знаменитое высказывание Томаса Эдисона о том, что успех – это 1% вдохновения и 99% потения. В-третьих, сказывается благоприятное стечение обстоятельств. Очевидно, что одни и те же люди при разном стечении обстоятельств не достигли бы одинаковых результатов в науке, бизнесе, предпринимательстве. В связи с этим вспоминается одно из высказываний знаменитого ученого, лауреата Нобелевской премии Льва Ландау о том, что он родился слишком поздно. Все хорошие девушки уже разобраны. Все хорошие задачи уже решены. К началу «золотого века» в физике (середина 20-х годов прошлого века) Ландау было только 17 лет, а к 1930-му, когда он попал в Копенгаген к Нильсу Бору, весь фундамент квантовой механики был уже заложен. Тем не менее Ландау стал выдающимся физиком-теоретиком.

В современном мире сложно достигнуть успеха, не имея хорошего образования. Хотя само по себе наличие образования, даже самого престижного вуза, не является стопроцентной гарантией успеха. Поэтому важно не только иметь амбиции, быть трудолюбивым и целеустремленным, но и получить в школе, а затем в университете инструменты для реализации своих амбиций – знания, умения, навыки.

– Каковы наиболее важные показатели качества образования, которое дает ваш университет?

– Качество образования можно оценивать по разным показателям, но во всем мире принято ориентироваться на три ключевых – трудоустройство выпускников, их карьерный рост и уровень материального благосостояния. Выпускники хорошего вуза востребованы на рынке труда прежде всего по специальности. Чем лучше вуз, тем более высокие стартовые возможности получают его выпускники. Это касается как предлагаемых позиций (должностей), так и уровня оплаты труда. Мы гордимся нашими выпускниками и по праву считаем, что их профессиональные достижения являются лучшим подтверждением качества образования в ТюмГУ. Хотелось бы особо отметить, что наши выпускники добились значимых успехов в различных областях деятельности (в науке, бизнесе, на государственной службе) и, что особенно важно, не только в Тюменской области, но и далеко за ее пределами.

– Получается, что диплом Тюменского госуниверситета – своеобразный знак качества?

– Безусловно. Ни для кого не секрет, что работодатели в первую очередь интересуются, в каком вузе получен диплом, а уже затем проводят собеседование с работником и оценивают другие обстоятельства. Надо понимать, что качество образования зависит от нескольких взаимосвязанных факторов. Прежде всего – от качества приема в вуз. Чем выше конкуренция во время приемной кампании, тем сильнее состав студентов, зачисленных в вуз. В последующем, во время обучения, это также оказывает положительное действие на итоговый результат. В студенческих группах, на курсах, в университете в целом складывается особая творческая интеллектуальная атмосфера. Те, кто не относится серьезно к учебе, в итоге покидают университет. Вторая составляющая качества образования – преподаватели. Материально-технические условия обучения важны, но без профессиональных преподавателей не будет хорошего результата. В этой связи хотелось бы отметить, что в ТюмГУ сильный преподавательский состав, богатые традиции наставничества.

– Студенчество – это огромный запас энергии. Куда вы направляете эту силу?

– На благие цели. Задача университета – создать условия для интеллектуального и творческого развития каждого студента. В данном случае мы исходим из того, что любой поступивший к нам человек – уникальная личность, со своими представлениями о жизни. Это прозвучит странно, но в университете ведь не учат, в университете создают условия для обучения, становления личности, развития творческих способностей и лидерских качеств. В конечном итоге все зависит от самого студента. Нельзя научить человека чему-либо, если он сам того не хочет и не прилагает соответствующих усилий.

– Каков сегодня абитуриент? Изменились ли его предпочтения, интеллектуальный уровень?

– Если посмотреть на абитуриентов за последние семь лет, то мои наблюдения следующие: в этом году достаточно сильный интеллектуальный состав, все-таки в области 55 стобалльников – это достаточно показательный факт. Очень много выпускников, которые имеют количество баллов по ЕГЭ от 90 до 100, и даже в нашей гимназии при ТюмГУ есть двое дважды стобалльники – это первое обстоятельство. Второе – почему более равномерно стали распределяться предпочтения абитуриентов между техническими, естественными и гуманитарными науками. Университеты ведут последовательную профориентационную работу. Выпускники школ более осознанно подходят к выбору будущей профессии.

– Какие усилия вы прилагаете для того, чтобы снижался дефицит инженеров?

– Будучи классическим вузом, мы долгое время не занимались подготовкой инженеров. Однако со временем был открыт ряд элитарных инженерных специальностей, которые стали пользоваться спросом у выпускников школ, – техническая физика, управление качеством. В этом году мы впервые объявили набор на новую для нашего региона специальность «Биоинженерия и биотехнология». С учетом внешних вызовов и запросов регионального рынка труда в будущем, возможно, будут открыты новые направления подготовки инженерных кадров. На мой взгляд, это вполне логично для ТюмГУ, поскольку ряд ведущих классических университетов имеет в своем составе инженерные факультеты или инженерные школы.

– Как вы относитесь к идее возродить распределение выпускников вузов? Хотя бы тех, кто учится за государственный счёт?

– Идея распределения выпускников вузов была блестяще реализована в Советском Союзе в условиях плановой экономики. Но сегодня другое время. Раньше не было коммерческого образования, за всех платило государство. Сегодня высшее образование не менее половины студентов оплачивают родители либо будущие работодатели. Значит, они не будут участвовать в распределении. Что касается второй половины, то не все из них готовы пойти по распределению, скажем, в сельскую местность. Мне представляется, что эта хорошая в целом идея нуждается в серьезной экспертной проработке. Есть серьезные опасения, что к распределению не готовы ни выпускники вузов и их родители, ни работодатели, ни государство (поскольку это весьма затратно).

– Что вы делаете для развития Тюмени и каким видите будущее областного центра?

– Тюмень очень динамично развивается. Особенно это заметно на фоне других городов. На мой взгляд, есть два принципиально важных момента в этой связи. Первое. Важно не потерять динамику развития, особенно в предстоящие непростые годы. Это значит, нельзя отказываться от строительства принципиальных в стратегическом плане инфраструктурных проектов, направленных на решение ключевых городских проблем – пробок и транспортной доступности соответствующих районов. Но одновременно с этим не следует допускать дисбаланса в развитии разных частей города. Каждая территория города имеет свою специфику, свои характерные проблемы и перспективы. На фоне масштабных городских проектов следует также предельно внимательно относиться к проблемам горожан на конкретной улице, в конкретном дворе. Учет стратегических приоритетов и тактических потребностей при принятии каждодневных решений – это, безусловно, искусство муниципального управления. Но именно такое сочетание позволит городу и всем его районам гармонично развиваться.

– Что значит Тюмень для России?

– Тюмень – неотъемлемая часть России. «Без меня народ неполный»,– сказал в свое время писатель Андрей Платонов. Применительно к нашему разговору можно сказать, что без Тюмени Россия будет неполной.

– Как вы относитесь к карьеристам?

– Есть такое понятие, как здоровый карьеризм. Человек должен достигать своих целей, не идя по головам, а качественно и профессионально выполняя свою работу. Именно к такому типу карьеристов я отношусь положительно.

– Какие советы можете дать будущим специалистам в вопросе, связанном с построением карьеры?

– Все должны понимать, что отличной карьерой наш мир не ограничивается. В нынешнее время человек имеет много возможностей для самореализации, самоопределения и развития себя в абсолютно разных направлениях. Для того чтобы построить успешную и быструю карьеру, достаточно просто изо дня в день работать и развиваться как в личном отношении, так и в профессиональном. Усвоить эти незамысловатые советы не всегда просто, зачастую необходим толчок в виде наглядного примера. В моей жизни встречались руководители с большой буквы. Опыт и знания, которыми они делились, бесценны. Своими успехами я во многом обязан им.

Работать, работать и еще раз работать – вот мой главный совет будущим специалистам!

Автор: Валентина СИДОРОВА