Кризис вроде бы с нами не попрощался, но город и район не лихорадят беспорядки на рынке труда. Ситуация стабильна, нет массовых увольнений, задержек заработной платы. Наверное, существует какой-то секрет, помогающий не допустить дисбаланса спроса и предложения и снизить социальную напряжённость. Об этом мы попросили рассказать директора ГАУ ТО «Центр занятости населения г. Ишима и Ишимского района» В.А. Пашкова.
– Владимир Александрович, как удалось не допустить социального взрыва в период финансово-экономического кризиса?
– В последние три года правительство области уделяет большое внимание службам занятости. Мы смогли произвести ремонт, расширить помещение на сто квадратных метров, приобрести самое современное оборудование. Ишимский Центр занятости населения на хорошем счету в Тюменской области, а в обновлённом виде он стал ещё лучше – это отмечают все. Повсеместно внедряются электронные виды государственных услуг, и это делает их более доступными для населения. Чтобы наши специалисты уверенно чувствовали себя в условиях новых технологий, мы обучили их на специальных курсах, и в целом кадровый вопрос у нас не снимается с повестки дня. Кроме профессионалов, работают молодые люди, которым ещё предстоит пройти школу жизни и научиться понимать и принимать чужую боль.
– Знаю, что у вас произошли инновационные преобразования, расскажите об этом подробнее.
– Мы приобрели и установили в Центре информационные киоски, и люди находят в них ответы на все волнующие вопросы. Если вы обратили внимание, у нас теперь нет очередей ни перед одним окошком. Во-первых, много электронной и простой наглядной информации; во-вторых, администратор оперативно распределяет обратившихся к нам граждан по конкретным специалистам. Кроме того, у нас есть консультант, который поможет вам определиться, и четыре точки доступа к Интернету. Как говорится, всё к вашим услугам.
– Представим такую картину: прибыли автобусы из района, и к вам в одно время обратились сразу пятнадцать человек. Очередь образуется?
– Нет. Если это молодые люди, то они с компьютерной техникой на ты. Трое смогут поработать с Интернетом; четверо, к примеру, подойдут к экранам, на которых полный банк вакансий и координаты работодателя; четверо найдут нужную информацию на стендах. В помощь остальным – администратор, консультант и специалисты. Вся работа строится в соответствии с принятыми административными регламентами, которыми мы не имеем права пренебрегать, и они тоже вывешены в здании ЦЗН.
– Вы не растерялись в условиях финансово-экономического кризиса, продолжали стабилизировать обстановку на территории. И ситуация на рынке труда не вышла из-под контроля. Что способствовало этому?
– Помощь по снижению напряжения оказали программы активной политики занятости, реализация которых осуществлялась за счёт средств федерального и областного бюджетов. Всё, что касалось рынка труда, происходило открыто. Создавались рабочие места для инвалидов; для выпускников высших и средних учебных заведений, подростков; для граждан, оказавшихся под угрозой увольнения. Организовывались временные рабочие места, проводились специализированные мини-ярмарки учебных и рабочих мест, всё большую популярность завоёвывал вахтовый метод работы. В целях укрепления социального партнёрства в Тюменской области был разработан конкурс «Лучший работодатель года в области содействия занятости», который сыграл положительную роль, настроив руководителей предприятий на волну нашей службы. Мы стали лучше слышать и понимать друг друга. По уровню официальной безработицы наш регион на третьем месте в России.
– Кто осуществляет контроль за работой службы занятости?
– Органы местной власти. Они же оказывают поддержку по всем направлениям. В этом взаимодействии секрет успеха. Как только мы получаем списки на высвобождение, сразу докладываем главам города и района, а затем сообща принимаем соответствующие меры. На заседаниях антикризисного штаба отрабатывается список каждого заявившего предприятия. На места выезжают наши специалисты. Дальше всё идёт по отработанной схеме.
– Если сравнить ситуацию на начало кризиса с сегодняшним днём?
– Вначале население неверно воспринимало информацию, публикуемую в центральной прессе. И у нас резко возросло количество обращений граждан с требованием максимального пособия по безработице. Причём активизировались даже те, кто не работал в течение пяти и более лет. Они тоже требовали признать их безработными и начислить пособие. Тогда мы поняли, что необходимо начинать разъяснительную работу в местных СМИ. Мы информировали население об антикризисных мерах, принимаемых правительством России, области, органами местной власти. Люди знали, какие программы реализуются в городе и районе; ориентировались, в какой из них могут участвовать они. В газете рассказывалось о работе антикризисного штаба и мерах, предпринятых в рамках стабилизации обстановки на рынке труда. Под особым контролем губернатора внедряется система «Единого окна», сначала в тюменском Центре занятости, а теперь у нас.
– В чём суть инновации?
– Если раньше человек, обратившийся в службу занятости, мог просидеть в очереди и узнать, что обратился не к тому специалисту, то теперь такого не произойдёт. Вы обращаетесь к администратору, который выясняет цель вашего прихода и в зависимости от результата собеседования направляет вас либо в информационный зал, либо в службу «Единого окна», которая будет работать с гражданином до момента признания его безработным. Его проконсультируют, какие документы необходимо предоставить, к какому специалисту и в какое время подойти, расскажут, какие виды услуг можно здесь получить, в какой программе поучаствовать. Ишимцы и жители района уже смогли ощутить плюсы от взаимодействия со службой «Единого окна», функционирующей с января текущего года.
Светлана Нечаева.