Медиакарта
21:28 | 6 января 2025
Портал СМИ Тюменской области

Любовь до конца

Любовь до конца
03:08 | 18 июля 2013
Источник: Наша жизнь

Восьмого июля верующие отмечают праздник семьи, любви и верности. Но есть в месяце июле ещё одна дата, говорящая об этих святых понятиях не меньше, а, быть может, и больше. Дата, в которую некогда совершился уход в Вечность любящей многодетной семьи. Жили дружно и умерли в один день… Романовы.

Если открыть христианские святцы, в них можно найти не один пример верных своей любви до конца: Пётр и Феврония, Адриан и Наталия, девочки Вера, Надежда, Любовь и мама их Софья, блаженная до самоотречения Ксения, Иулитта и маленький Кирик, и ещё, и ещё. Жития их известны, но за давностью времени могут восприниматься чем-то вроде легенд. А они погибли всего 95 лет назад – ещё при жизни некоторых наших современников! И по Божьему промыслу (для нас, не сомневаюсь) от них остались многочисленные фотографии, видеозаписи, дневники и письма.

Не знаю, как вышло, что любовные письма и откровенные записи Николая и Александры дожили до наших дней, кто сохранил их дневники – эмиграция или убийцы в своих резонах... Как бы то ни было, именно они – единственные свидетели, правдивость и объективность показаний которых невозможно оспорить, желая очернить либо залакировать жизнь царской семьи. В преддверии круглого числа – в этом году обрубленной в восемнадцатом династии исполнилось бы 400 лет – я прочла их опубликованные дневники и письма, посмотрела фото, всё это богатство есть в районной библиотеке, наверняка есть в Интернете. Если судить хотя бы по этим документам, можно точно сказать: семья Романовых – настоящий пример святой и беззаветной любви и верности, от рождения её и до… конца.

Цесаревич Ники и принцесса Алиса Гессенская познакомились в юности, тогда европейский и русский правящие дома состояли ещё в человеческих, родственных отношениях, и языкового барьера не было – образованные люди говорили с детства на нескольких языках. Принцесса и будущий царь испытывали друг к другу первое и чистое чувство, которому мало надежды было на продолжение. Сначала их соединению мешало несогласие родственников, потом – различие в вероисповедании (вера в Бога в те времена была моментом, определяющим жизнь). Но ради любимого искренняя протестантка Алиса сменила веру, сменила имя, и после православного миропомазания и венчания стала императрицей Российской Александрой Фёдоровной. Так выбрала она себе жизнь (и смерть).

Утром 24 ноября 1894 года, за 2 дня до свадьбы, Николай оставил невесте записку следующего содержания: «Моё дорогое Солнышко, я проснулся с твоим именем на устах и глубоко и горячо помолился о твоём благополучии, здоровье и счастье. Моя родная малышка, любовь моя к тебе невыразима словами, она заполняет меня целиком и делает мрак этих дней (у Николая был траур по отцу – прим.Е.Т.) светлее… Моя Алики, да благословит тебя Бог. Ники». После свадьбы Александра Фёдоровна записала в дневнике у супруга: «Я никогда не верила, что в мире может быть такое полное счастье – такое чувство общности между двумя смертными. Больше не будет разлук. Наконец соединившись, мы связаны на всю жизнь, а когда эта жизнь закончится, мы встретимся снова в другом мире и навечно останемся вместе».

Через год, 3 ноября 1895 года, родилась первая дочь – Ольга; за ней последовало появление на свет трёх дочерей, маминой радости, папиной гордости, Татьяны (29 мая 1897 года), Марии (14 июня 1899 года) и Анастасии (5 июня 1901 года). После паломничества царской семьи вСаров, на торжества прославления преподобного Серафима, 12 августа 1904 года родился долгожданный наследник престола – Алёша. Казалось, начинаетсяновая светлая полоса в их семейной жизни. Но уже через несколько недель после рождения царевича выяснилось, что он болен гемофилией, и каждое неловкое движение могло стоить ему жизни. Больной ребёнок невольно стал центром семьи, объединявшим надежды и заботы всех её членов. В своём дневнике царица в те дни писала: «Дети – это апостолы Бога, которых день за днём Он посылает нам, чтобы говорить о любви, мире, надежде!»

По отношению к матери дети были полны уважения и самоотверженной любви. Когда она болела (а тяжёлые беременности сильно истощили её и так некрепкий организм), дочери по очереди дежурили при матери, и таиз них, кто в этот день несла дежурство, безвыходно оставалась у её постели. Когда заболели корью дети, императрица ухаживала за ними сама сутками напролёт. Трогательны были отношения отца и детей – он был для них одновременно отцом, государем и другом, чувства их доходили от полной доверчивости до почти религиозного поклонения.

К матери своих пятерых детей Николай пронёс любовь через всю жизнь. Спустя двадцать лет после свадьбы написаны строки.

Письмо Александры Федоровны (отрывок) к Николаю Александровичу, 30 декабря 1915 года.

«Мой любимый, снова ты уехал один, и я с тяжким сердцем рассталась с тобой! Ведь ты – моя жизнь, мой возлюбленный, и каждая разлука причиняет мне бесконечную душевную боль, потому что ведь это разлука с самым для меня дорогим и святым! Я знаю все твои душевные заботы, тревоги и мучения – и чем они серьёзнее, тем сильнее мне хочется разделить с тобой эту тяжелую ответственность и взять эту ношу на свои плечи. Новый год не такой большой праздник, но, однако, встретить его не вместе, впервые за 21 год, грустно. На сердце у меня тяжело, и твоё одиночество для меня постоянный источник тревоги. Те, которые менее привыкли к семейной жизни, не так тяжело чувствуют разлуку…

Прощай, мой ангел, сердечный друг мой! Да благословит тебя Господь Бог, да сохранит Он тебя от всякого зла в новом году! Крепко целую тебя в губы и стараюсь забыть всё, всё, глядя в твои любимые глаза. Прощай, мой единственный, любимый, солнышко мое, муженёк мой, мой собственный! Навсегда, до смерти, твоя жена и друг Солнышко».

Ответ Николая Александровича Александре Федоровне, 31 декабря 1915 года.

«Моя возлюбленная, от всего сердца благодарю тебя за твое милое письмо, которое я нашел сюрпризом, когда ложился спать! Самое горячее спасибо за всю твою любовь и ласки за эти шесть дней, что мы провели вместе. Если б только ты знала, как это поддерживает меня и как вознаграждает меня за мою работу, ответственность, тревоги и пр.! Право, не знаю, как бы я выдержал все это, если бы Богу не было угодно дать мне тебя в жёны и друзья! Я всерьёз говорю это. Иногда трудно бывает выговорить такую правду, и мне легче изложить это на бумаге – по глупой застенчивости. (...)Благослови Бог тебя, моя душка, и дорогих детей! Навеки, моё дорогое Солнышко, твой старый муженёк Ники».

Историю их семьи попытались закончить в подвале Ипатьевского дома, но любовь, как всегда, оказалась сильнее смерти. Теперь мы имеем возможность их знать, учиться у них и им о наших семьях молиться. Ведь что канонизировали, причислив замученнуюседмерицу к числу святых страстотерпцев? Их бесконечную верность, любовь, самоотречение и твёрдость. В общем, всё то, что составляет святое, от Бога установленное человеческое состояние: СЕМЬЮ.

«Положение Государя императора Николая Александровича тем особенно, что он выбрал этот подвиг… Ему предлагали возможность скрыться, переехать за границу…, но он решил остаться со своим народом; один из его самых великих подвигов в том, что он не только сам остался, но обрёк на ту же самую мученическую судьбу и свою жену и детей. Он принёс как бы в дар Богу своих детей, которые не могли принимать никакого решения, не потому что они были малолетние, а потому что были связаны со своими родителями такими связями любви, которые не могли быть расторгнуты. Великая княгиня Ольга писала из Тобольска одному из приближенных их семьи: «Отец просит передать всем, кто ему остался предан, чтобы они не мстили за него, так как он всех простил и за всех молится; и чтобы они помнили: то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильнее, но не зло победит зло, а только любовь…».Митрополит Антоний Сурожский.

Автор: Екатерина Терлеева