С 1 июля 2013 года вступили в силу семь технических регламентов Таможенного союза на пищевую продукцию и отдельные ее виды: "О безопасности пищевой продукции", "Пищевая продукция и части ее маркировки", "Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств", "О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции", "Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей", "Технический регламент на масложировую продукцию" и "О безопасности зерна".
Прочитав несколько "мудрёное" вступление, не спешите откладывать в сторону газету или переходить к следующему материалу, уважаемые читатели, ибо уже происходящие и грядущие события не то что коснуться, а полностью изменят ситуацию по производству мяса, особенно в части его реализации. Причём основные "сюрпризы" ждут именно владельцев ЛПХ. И это - не очередная "пугалка", а уже состоявшийся факт.
Подробности мы попросили рассказать Главного государственного ветеринарного инспектора по Армизонскому району Андрея Андреевича Баланчик.
-Проблемы для мясного рынка может создать содержащийся в Техническом регламенте Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции" запрет на реализацию мяса после так называемого подворного убоя животных. Грубо говоря - разрешено будет продавать только мясо животных, забитых на сертифицированных предприятиях, убойных пунктах, цехах или убойных площадках, отвечающим всем требованиям регламента, а после забоя "во дворе" - есть самим. Поскольку такие условия созданы далеко не везде, дано время для создания возможностей для их реализации - владельцам ЛПХ предоставлена отсрочка исполнения регламента на три месяца, то есть - до 1 октября 2013 года.
-То есть - до этого срока наша ветстанция имеет право проводить осмотр мяса животных из сельских подворий и клеймить?
-Совершенно верно.
-А затем?
-В Армизонском районе нет убойного цеха, как и в большинстве других на юге области. В Бердюжском районе готовятся документы для прохождения сертификации, и прошли её мясокомбинаты в Ялуторовске, Ишиме, Заводоуковске. А это означает, что у наших владельцев ЛПХ только два выхода - или кооперироваться и везти животных для убоя туда, или оставлять его для собственных нужд.
-…Или построить цех в районе?
-Это вполне возможно. На мой взгляд - ничего сверхсложного в этом нет, требования довольно просты, и любой предприниматель мог бы взяться за дело и в течение этих же трёх месяцев получить сертификат. При желании и некоторых возможностях убойный цех можно поставить за три недели, и, кстати, ко мне уже обращались люди, которых эта тема заинтересовала. Есть варианты установки цеха модульного типа итальянского или финского производства. Конечно, будут и сложности - любое производство предусматривает постоянную и хотя бы 50% загрузку, а в нашем районе скота не так уж много, хотя от сезонности убоя (как раньше было - по первым заморозкам) основная масса сельчан отошла. Не исключаю, кстати, и такого поворота, что крупные мясокомбинаты "пойдут в народ", то есть сами начнут активнее сотрудничать с населением в плане закупа скота, отправлять экспедиторов по районам. Но здесь вопрос встанет в закупочной цене - не стоит забывать, что импортное мясо и продукты его переработки дешевле.
-Андрей Андреевич, это ведь произошло "не вдруг" - разговоры об ужесточении требований к мясной продукции шли давно?
-Не только разговоры - в 1999 году для восстановления переработки у нас в области была попытка запрета убоя животных на подворьях и введения промышленного способа. И знаете - как ветеринарный инспектор, я это полностью поддерживаю, причём - именно в интересах населения. Что бы там не говорили, а при так называемом крестьянском убое тех же коров или свиней, во-первых, пропадает очень много полезной и довольно ценной продукции: кровь спускают на землю, эндокринноё сырьё (поджелудочная, предстательная, подчелюстная железы) животных выбрасывается, как и большинство шкур. Во-вторых, в условиях мясокомбината животное проходит самую полноценную ветеринарную экспертизу - от температуры, пульса и дыхания в момент убоя до получения готовой продукции, а значит - значительно снижается риск приобретения человеком какого-либо заболевания. И третье, самое главное… Что люди делают с кровью, если производят убой во дворе? Правильно - спускают её на землю… И именно там создаётся самая благоприятная среда для развития болезнетворных бактерий. А потом удивляются - почему "вдруг" начали чахнуть куры, утки и т.д., откуда взялась какая-нибудь инфекция у самого хозяина… Куда выбрасываются невостребованные продукты убоя? В огород или на ближайший пустырь. Туда приходят лисы, другие дикие животные, и нет никакой гарантии, что они совершенно здоровые и не вступят в контакт с вашими собаками… Там появляются и мухи, разнося инфекцию по всему селу. Получается - люди сами увеличивают риск заражения, абсолютно не заботясь о своём здоровье. Здесь, думаю, у многих возникнут возражения - а, мол, возить за тридевять земель для убоя, гораздо легче… Может, и не легче, а затратней и хлопотней, но - надёжней и спокойней. А вот бизнес перекупщиков, можно сказать, заканчивается, единственный вариант - закуп скота живым весом и транспортировка до пункта убоя. Может кто-то захочет рискнуть и реализовать без ветосмотра, но навряд ли - санкции за нарушение регламента довольно серьёзные, с возможной конфискацией товара. Пока ещё через нас проходят по три - четыре заготовителя в неделю, но, думаю, уже в августе их станет меньше, и для населения это тоже станет проблемой, потому что некоторые планируют убой именно перед 1 сентября, чтобы одеть - обуть детей в школу. И по этой причине, а ещё и для того, чтобы ветинспекция смогла оперативно среагировать на, не дай Бог, конечно, обнаружение при убое какого-либо инфекционного заболевания и принять соответствующие меры, лучше было бы иметь такой мясокомбинат, или хотя бы убойный цех, на своей территории.
-А не станет ли введение регламента ещё одним поводом для ухода мясозаготовки, скажем так, "в тень"?
-Такой возможности исключать нельзя, но… В области практически на 90% произведена инвентаризация скота частного сектора, присвоены индивидуальные номера, а потому просто так никто ничего не примет - должна прослеживаться документальная "цепочка" от хозяина подворья до пункта убоя и последующей продажи мяса.