Медиакарта
5:33 | 7 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Двор, где гнездится аист

Двор, где гнездится аист
07:48 | 19 июля 2013
Источник: Призыв

Семейный кодекс Крестьянниковых

Даже по первому впечатлению Владимир Александрович Крестьянников мне показался человеком, крепко стоящим на земле, сельским по сути и стати: высокий, сильный, к любой работе привычный. Вспоминаю наше первое интервью, когда он после окончания Тюменской сельскохозяйственной академии вместе с женой-однокурсницей Машей приехал в родное село Володино. Владимир Александрович не изменил своему крестьянскому выбору. Его приоритеты сегодня касаются очень серьёзных вещей: будущего нашей страны и её демографии, вечных человеческих ценностей, сельского образа жизни. Традиционно селяне имели большие семьи и крепкое личное хозяйство. Володя живёт и действует сообразно этим лучшим из общечеловеческих традиций. У них с Марией Васильевной четверо детей. Наверное, многим странно слышать подобное о молодом мужчине, ведь дети – это огромный труд, ежеминутная работа ума и души. И ответственность огромная. Многие молодые семьи так и рассуждают: уж лучше её не иметь или отодвинуть подальше. А Крестьянниковы считают, что большие крепкие семьи – это и должно быть главной идеей русской нации. Ведь в нашем семейном укладе что происходит! Разводится каждая вторая пара. Вот и президент попал в эту грустную статистику. А ведь известно: чем сильнее связь внутри семьи, тем сильнее государство.

Что касается крепкого подворья, трудолюбивые семьи, умеющие вести крестьянское хозяйство, всегда были самыми состоятельными и уважаемыми в селе. Владимир считает, что и его семья должна быть в этом числе.

Лучшая из традиций

Так получилось, что при бесконечной реорганизации сельскохозяйственного производства и смене руководителей, отсутствии твёрдых социальных гарантий, а подчас и элементарного – зарплаты, молодой агроном, три года отработав в агрокомплексе, буквально потерялся. Как выживать, не изменяя своим принципам? Как-то сориентировался, устроился в сельское профтехучилище мастером и благополучно работал четыре года. Хотя что значит благополучно. Приходилось оставлять дом и хозяйство на целый день, уезжая в Юргу. А на подворье прямой утренней работы часа на три. Коров, так заведено, они доят вместе с Машей. К десяти едва управишься. А если капитально – то к одиннадцати. По нынешним меркам хозяйство Крестьянниковы держат большое: три коровы, три нетели, пять телят, свиньи, куры. В сельском стаде их питомцы всегда представлены многочисленно, «весомо и зримо».

Ничего не падает с неба, всё достаётся потом и недосыпанием. Целый день они трудятся с Марией на подворье, остаётся время, ещё и людям помогают. Каждый заработанный рубль уже заранее запланирован: на бензин, комбикорм, зерно. На платьица, штанишки, подгузники и книжки. Времени катастрофически не хватает. Летом покос, осенью и весной огород. Круглый год – навоз. Работают не покладая рук. Хорошо ещё, дед Виктор Иванович помогает. Живут они вместе с дедом, одним хозяйством. Работая в училище, Владимир Александрович большую часть мужской работы по подворью оставлял на него и в душе поругивал себя за это, как мужчина настоящий. Возраст – деда надо беречь. В общем, отработав четыре года мастером ПУ, Владимир Александрович ушёл на своё хозяйство.

Он это объясняет желанием работать на себя: сам себе экономист, бухгалтер, агроном, зоотехник, менеджер продаж, дояр и скотник. Так и есть. Плюс приёмщик молока на территории Володинского сельского поселения. Прежний работник оставил это недоходное дело. Браться никто особо не хотел. А он взялся.

– Должен же кто-то этим заниматься, – говорит Владимир Александрович. – Это как в армию идти служить. Ведь тоже не за деньги! Недоходно, не всегда престижно и даже небезопасно, но кто-то должен страну защищать. Вот и здесь также. С молоком, все знают, две беды: зимой недостаток его, летом – избыток. Надо же односельчанам как-то реализовать излишки!

Весёлый молочник

С августа прошлого года Владимир Александрович принял молочный приёмный пункт. Соседи его – да почти вся улица – народ трудолюбивый, скота держат много. Излишки молока всегда готовы сдать. Цены, безусловно, ниже, чем на сельском рынке. Но и хлопот меньше. Ведь продавать молоко частнику, с посудой только одной мороки! Поперемывай утро-вечер десятки банок. На переработку время уходит. А здесь: подоил, отнёс – в конце месяца получи денежки.

Приёмный пункт, где хозяйствует Владимир Александрович, расположен в двух шагах от его дома. Модульное помещение, оборудованное всем необходимым для сбора, охлаждения молока, определения его качественных характеристик. Активные сдатчики известны читателям районной газеты по нашим публикациям: Любовь Владимировна Беседина, Елена Александровна Никифорова, Татьяна Владимировна Сержантова. На приёмный пункт сдаются излишки продукции. То, что остаётся от внутреннего употребления в хозяйстве и продажи населению – там цена повыше. Поэтому сдатчиков не так много, и заработок приёмщика невелик. А работа кропотливая, каждодневная. Чистота должна быть идеальная. Поэтому и уборка регулярная: утро-вечер.

По сто с лишним литров молока принимает Владимир Александрович. Анализатор показывает процент жирности – шесть и выше. Специалист АПК с высшим образованием легко освоил новое для себя дело: грамотно решает все вопросы, обязателен и аккуратен в расчётах за сданное молоко. С ним советуются, обсуждают свои крестьянские дела.

Глава администрации сельского поселения Владимир Владимирович Пинигин заглядывает, интересуется. Что скрывать, частное дойное стадо подсократилось. Почему не растёт поголовье коров? Главный фактор, сказали в сельской администрации, – человеческий. Посмотреть конкретно по владельцам подворий, отказавшихся от коров. Это пенсионеры, которые уже не могут ходить за скотом, косить сено. Выпускники вузов не возвращаются в село. Общая тенденция не в пользу подворья. Но те молодые, которые здесь остались и пустили корни, – лучшие владельцы подворий. У села собственный социально-экономический потенциал невелик. И развивая подворье, каждый укрепляет село.

Продолжение читайте на страницах "Призыва".

Автор: Т. Усольцева