С художником Валерием Фоминым, жителем села Тушнолобово, мне довелось познакомиться после того, как в Абатском краеведческом музее были выставлены его полотна. Пробудут они здесь до конца лета и будут радовать посетителей. Выставка поражает красотой. Невозможно оторваться от картин, кажется, что каждая из них – окно в прекрасный и неповторимый мир природы.
По профессии Валерий Владимирович далёк от живописи, красок и кисти, но вот по причуде судьбы или просто по стечению обстоятельств она стала его увлечением на долгие годы. Сам он рассказывает, что очень любил в детстве рисовать. Получалось хорошо. Но потом повзрослел, работа, семья, заботы по дому не оставляли времени на любимое занятие. Вернулся к своему увлечению уже в зрелые годы. Сначала не получалось, пробовал, бросал и вновь брался за карандаш, кисти, краски. Много читал книг и журналов, брал в библиотеке, выписывал сам. До сих пор благодарен художнику А. Медведеву, что когда-то жил и работал в Абатском. Он стал первым наставником Валерия. Говорит, что ругал он его нещадно, но и грамотно указывал на ошибки, подсказывал, учил.
Постепенно определился и с тематикой картин – с тем, что ближе всего к сердцу. Валерий Владимирович рассказывает, что сразу и навсегда понял – его призвание пейзажи. Портреты и натюрморты он не особо любит. А вот природа – это настоящий кладезь чудес и красоты.
Для начала он стал копировать знаменитых художников. Особенно Шишкина. Сам В. Фомин говорит, что, делая копию картины, словно учишься у мастера. Ведь для того, чтобы точно воспроизвести её, приходится немало поработать. Разгадать, как художник подобрал те или иные оттенки, почему так, а не иначе легли мазки, как мастер добился того или иного эффекта. Не всё получалось сразу, но постепенно пришли умение и мастерство. И в какой-то момент понял, что с копированием пора прощаться и браться нужно за свои работы.
- Быть может это не профессионально, но рисую я по памяти и с фотографий, - рассказывает Валерий Владимирович. – Я ведь работаю в основном зимой, летом времени не хватает. Вот и стараюсь пока тепло, запечатлеть на фото красивые уголки родного края. А уж потом воспроизвожу их на полотнах.
Кажется, чего уж проще: увидел, сфотографировал, нарисовал. Но взгляду художника доступны какие-то особая красота и очарование родных мест. Часто односельчане, разглядывая картины, спрашивают, где и когда это нарисовано. И очень удивляются, узнав берег близлежащей речки, небольшую рощицу неподалёку от деревни или давно знакомую поляну за околицей. Всё то, мимо чего они проходят ежедневно, не обращая внимания и не видя всей неповторимости и очарования. А на картине привычные взгляду места, словно расцветают.
Художник не делит времена года на любимые и нелюбимые. На его картинах властвует суровая сибирская зима, царит короткое, но буйное лето, расцветает золотом пышная осень и бурлит игривая весна.
На вопрос не было ли у него желания получить профессиональное художественное образование, Валерий Владимирович отвечает коротко: «Нет». Объясняет тем, что годы уже не те, да и пишет картины он для себя, для души. А главным их критиком, оценщиком, а также вдохновителем мастера служит супруга. Именно она, многие годы поддерживает увлечение мужа, ободряет и советует.
Спрашиваю, сколько же картин написано за годы? Не считал, следует ответ. В. Фомин рассказывает, что и правда счёт своим произведениям не ведёт.
- Я их и продавал, и дарил, и просто отдавал людям, те, которые им очень понравились, - объясняет художник. – Пишу ведь я не для заработка. Картины для меня как дети. Каждая из них – словно ребёнок, выращенный и выпестованный с любовью. Начав работу над очередной, взяться за другую не могу. Не даёт покоя, пока не получится, так как я «вижу» её. Переделываю, бывает, по нескольку раз, пока не достигну желаемого. Иногда и ночами могу проснуться и обдумывать сюжет и то, как его передать на полотне.
Несмотря на всю красоту, увлечение В. Фомина удовольствие дорогое. Краски, кисти стоят немало, но проблема ещё и в том, что достать их трудно. Нет у нас поблизости специальных магазинов. Небольшой выбор предлагают города Ишим и Тюмень, но это ничтожно мало. Вот и приходится призывать на помощь Интернет. Заказывать краски приходится в Санкт-Петербурге и ждать соответственно не один день.
Ещё одна проблема – рамы. Если заказывать в багетной мастерской, то стоимостью они получаются больше чем сама картина. Поэтому какие то делает сам, другие картины хороши и без рам. Тем более, что работает мастер не на холсте а на обычном ДВП, рассказывает, что сейчас многие художники с кем доводилось встречаться и разговаривать, выбирают этот материал, ведь по структуре своей он сродни холсту, а проблем с ним меньше.
Картины В. Фомина высоко оценивают коллеги художники. На выставках, где он несколько раз принимал участие в городах Ишим, Тюмень, посетители долго не отводят взгляд от его произведений. Не исключение и абатчане, что заглядывают в Абатский краеведческий музей. Зайдя на минутку остаются надолго очарованными красотой полотен и талантом художника.