«Ну, смотри, дочь, будь осторожней в дороге. Да не заводи компанию с посторонними», - так напутствовала Наталья Фёдоровна Ковалькова свою дочь Машу, провожая на станцию. Маша первый раз в свои 18 поехала поездом к родной тёте погостить. Небольшого роста, миловидная, с карими глазами, тёмно-русыми волосами, на левой щёчке – родинка... Как только села в вагон поезда «Иркутск - Москва», так сразу и забыла материнское напутствие, познакомилась с молодой женщиной, соседкой по купе. Вскоре они поведали друг другу куда едут. Соседка ехала в г. Кисловодск, в санаторий. А Маша всё ещё пребывала в раздумьях – то ли в Казань, то ли в Москву. Очень ей хотелось посмотреть Москву. Так она и сказала своей соседке: «Еду в Москву по туристической путёвке. Хочется посмотреть нашу любимую столицу».
Проехали г. Казань. «Ладно, - думает Маша, – обратно из Москвы заеду в Казань, погощу у тёти. Расскажу ей и про Москву».
В Москву поезд прибыл ранним утром. Сердце волнуется. Диктор объявляет: "Прибываем в столицу нашей Родины – Москву!"
Из воспоминаний Марии: «Сошла с поезда и не знаю, куда пойти. Пошла куда народ пошёл - в здание Казанского вокзала. Села на лавку, сижу час, два и не знаю, чего жду. Вдруг экскурсовод объявляет: «Кто желает совершить экскурсию по достопримечательным местам столицы, просьба пройти к автобусу…». А мне как раз того и надо. Как говорится, на ловца и зверь бежит. Приобретаю билет. Автобус заполнился полностью. Экскурсовод рассказала нам о маршруте.
Вот мы на Ленинских горах. Посмотрели удивительный дворец - университет им. Ломоносова. Если пройти по всем классам и залам, не хватит и недели. Вот где студенты познают передовую науку во всех областях! Прошли мы только два этажа. Встречались с профессорами, студентами. Они вкратце познакомили нас с этим прекрасным дворцом науки.
Дальше наш автобус прибыл на ВДНХ. Посмотрели отделы промышленности и сельского хозяйства. Увидели, как наша страна всесторонне развивается. Всю эту выставку обойти, притом внимательно выслушать представителей каждой отрасли народного хозяйства, не хватит и месяца. Меня почему-то больше интересовали сельское хозяйство и связь. В Иркутске я начала работать оператором связи. Вот мне и было интересно, как будет развиваться эта отрасль.
И самое главное: мы в этот день побывали в Мавзолее Владимира Ильича Ленина. Чеканя шаг, шли часовые. Мы зашли тихо в усыпальницу вождя. Вокруг гроба надо идти медленно, не останавливаться. На Ильиче коричневый костюм, правая рука лежит на сердце. Он вроде как живой, только что уснул…
На этом экскурсия закончилась. Автобус доставил нас на Казанский вокзал. Я опять села на лавку. Сижу и размышляю над тем, что увидела, услышала сегодня – это было как во сне.
Удалось-таки мне устроиться в гостиницу, где прожила три дня. В гостинице познакомилась с хорошими девушками. Где только мы не были! Смотрели панораму «Бородинское сражение», были в оружейной палате Московского Кремля, хорошо рассмотрели Красную площадь, побывали в театрах. Да разве обо всём расскажешь! Очень многое увидели, а ещё больше осталось увидеть. За три дня Москву разве разглядишь?»
Из Москвы заехала Маша в Казань к тёте, гостила тоже три дня. А когда возвращалась домой, думала: «Ох, если рассказать маме, что я была одна в Москве, попадёт же мне! Папа ничего не скажет, он у нас такой, особенно не шумит»...
В Тюмени (это был 1965 год) я был в командировке. Мы с одним юношей по имени Иван попали как раз в тот вагон и купе, в котором ехала Маша из Казани. Когда я познакомился с Машей, она всё и рассказала про Москву и свои похождения. Ещё она поведала о том, что хочет жить и работать в деревне: «Я бы уехала в деревню, да разве мама меня отпустит. Но я всё равно уеду - обману, что еду проведать тётю в Казань или ещё куда, а сама махну в деревню».
Я всегда ходил и ездил с фотоаппаратом. В родном колхозе «Родина» Готопутовского сельсовета фотографировал доярок, механизаторов. В поезде сфотографировал Машу, а второй снимок – её с Иваном. Мы с Машей обменялись адресами. Я обещал выслать фотографии в Иркутск. На станции Ишим попрощались, я их поблагодарил за хорошую компанию. Посоветовал Маше, т.е. пророчил, чтобы они с Иваном (он ехал во Владивосток) познакомились получше. Фотографии выслал Маше Ковальковой в Иркутск. Но от неё не было ответа. А спустя больше года, получаю письмо с адресом: Казахстан, Целиноградская область, совхоз Комсомольский, от Цибульских. Удивился, фамилия незнакомая. Читаю: «Здравствуйте, товарищ Мышкин Н.И. К Вам с приветом Иван да Марья Цибульских. Мы – это я, Мария и Иван, стали мужем и женой. Это тот Иван, что ехал в одном вагоне и купе, а Вы нас фотографировали. Фото получили давно, храним. Ваня работает в совхозе трактористом, а я комбайнерша. Спасибо Вам, что нас объединили с Иваном. Он хороший, даже отличный муж, да и я хорошая жена, он меня хвалит и ценит. До свидания! Приезжайте к нам в гости.
P.S. Девушка Маша давно уже солидного возраста женщина – смелая, энергичная, не боится трудностей. Шагает по жизни с песней. Доброго Вам пути, Иван да Марья!
Да… Москва в то время была мирная, спокойная, хлебосольная, трудолюбивая.
Николай МЫШКИН.