Медиакарта
2:38 | 8 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Внимание! Телефонные мошенники

Мобильные сети предоставляют телефонным мошенникам особенно широкое поле деятельности, ведь мобильность оборудования заметно облегчает заметание следов преступления и уклонение от ответственности, а наличие современных услуг (вроде перевода звонка) открывает дополнительные лазейки. В сфере мобильной связи интеллект и фантазия мошенников работают на максимальных оборотах.

Один из самых распространённых видов мошенничества — когда пользователю звонит якобы представитель крупного оператора связи и, указав свой номер, сообщает: «На вашем счёте закончились деньги». Он просит активировать карточку экспресс-оплаты и продиктовать пин-код по указанному номеру. Позвонив ему, доверчивый абонент слышит в телефонной трубке имитацию работы многоканального телефона сотовой компании. Сообщив пин-код, он переводит денежные средства на счёт мошенника.

Вот ещё один пример. На Ваш сотовый телефон поступило смс-сообщение: «Ваша карточка заблокирована, служба безопасности, телефон N …». Вы звоните по указанному номеру и спрашиваете, по какой причине она заблокирована. Вам отвечает некто, называет фамилию, имя, отчество, представляется «сотрудником службы безопасности» и уведомляет: « По Вашей карточке 3 раза неверно введён пин-код. Она утеряна?» Вы говорите, что нет. Тогда Вам предлагают разблокировать её, подойдя к ближайшему банкомату, не вводя карточку, позвонить собеседнику, чтобы он последовательно Вам объяснил, какую операцию выбирать. В таком стрессовом состоянии человек может забыть свой пин-код и набирать его несколько раз, поэтому будет отказ. Тогда мошенник спрашивает, есть ли другая карточка, и Вы, не осознавая, говорите: «Да». И тут же он предлагает Вам помощь (пока карта заблокирована, можно перевести деньги на другую) и хорошо поставленным голосом диктует. Вы второпях (скопилась очередь) переводите свои деньги на его телефоны. Только набрав номер и видя, что он отличается, понимаете, что Вас обманули.

В нашем районе произошёл аналогичный случай. Мошенники позвонили гражданину (назовём его К.) и сообщили, что якобы его электронную карточку заработной платы заблокируют, так как её пытаются вскрыть, просят ею временно не пользоваться. Затем через несколько дней снова позвонили ему и сообщили, что с электронной карточкой всё в порядке, чтобы подключить её к функционированию, попросили сообщить пин-код. Получив его, мошенники похитили деньги.

В описанных выше случаях специалисты рекомендуют быть внимательнее. Прежде всего, необходимо обратить внимание на текст полученного Вами смс-сообщения. В нём нет ни номера карточки, ни даже названия банка. Поэтому мы уже сами додумываемся, какая карточка заблокирована. Банк если и рассылает СМС, то всегда указывает своё название и номер карточки в виде звёздочек и последних 4 цифр. И это должно быть первым и самым важным фактом, на который вам следует обратить внимание.

Отношения с банком почти всегда оформляются в офисе (иногда карты рассылают в конвертах), поэтому банк в любом сообщении, если что-то не так, будет приглашать в свой офис. Мошенники, наоборот, будут настаивать, чтобы вы позвонили по их номеру.

Как бы Вы ни были взволнованны и расстроенны, первый звонок от Вас должен быть только на номер, указанный на вашей карточке (при получении её его желательно сразу занести в список контактов вашего телефона). Только после разговора со штатным оператором банка предпринимайте какие-то шаги. А лучше всего не какие-то, а рекомендованные этим оператором.

Смс-сообщения, приведённые выше, чаще всего рассылаются наугад по разным телефонным номерам. Кто-то реагирует, кто-то улыбнётся и сразу удалит их. Процент тех, кто реагирует, небольшой, но именно на него делают ставку мошенники. Так что не спешите метаться, делать ошибки и терять собственные деньги. Звоните в банк по общему номеру и выясняйте все подробности!

Распространены и другие факты мошенничества. Например, Вам звонят, представляются сотрудником правоохранительных органов или вашим родственником. Сообщают о том, что Ваш родственник попал в неприятную ситуацию (совершил дорожно-транспортное происшествие или преступление, заболел), для решения проблем просят перечислить определённую денежную сумму на указанный номер (или за ней заедут, как это было с нашей односельчанкой Фединой), просят никому не звонить, ни с кем не общаться.

Ещё один вид мошенничества – когда Вам предлагают много заработать много денег.

Будьте, пожалуйста, бдительны и проверяйте любую информацию, которая может повлечь за собой потерю денег и имущества.

Перезванивайте в банк только по телефону, указанному на Вашей карточке. Узнайте в офисе, с какого номера Вам могут позвонить из банка, чтобы сохранить его в телефонной книге и при легальном звонке прочитать в определителе не номер, а название абонента, например, «Банк».

Знайте, что банкам несвойственно спрашивать по телефону ваши коды доступа и проводить денежные операции при телефонном разговоре! Банк никогда не пользуется обычными сотовыми номерами, у него есть короткие (например, N 900). Насторожитесь и прекратите разговор! Зафиксируйте чужие телефонные номера, которые участвовали в звонке, а также были продиктованы вам, запишите фамилии и имена сотрудников, которые вам представляются. Обратитесь в офис банка или в полицию с заявлением о подозрительном звонке!

По поводу сообщения о том, что Ваш родственник попал в беду (в ДТП, совершил правонарушение или преступление, заболел), обязательно перезвоните ему или другим родственникам (жене, детям и т.д.), уточните, где он находится. Если есть подозрение в мошенничестве, то обязательно позвоните в дежурную часть полиции! Не бойтесь никого обидеть, ведь речь идёт о Ваших деньгах. Вы вправе не доверять собеседнику из телефонной трубки!

Автор: Заместитель начальника ОП N 5 МО МВД РФ «Ишимский» майор полиции Литвинов М.В.