Медиакарта
22:33 | 26 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Новый хозяин в лесу

Новый хозяин в лесу
11:09 | 30 июля 2010
Источник:

С заботой о «зелёном цехе»

Антонина ЛЕВАДНАЯ

Юрий ЧЕРНЫШЁВ (фото)

Федор Васильевич Шульгин окончил Сибирский технологический институт в г. Красноярске. Больше 12 лет проработал в Заводоуковском лесхозе, зарекомендовал себя знающим специалистом и ответственным руководителем Падунского лесничества. Сегодня он трудится в компании «Заводоуковскагрострой» («ЗАГРОС») заместителем генерального директора по лесному хозяйству.

Основным потребителем лесосечного фонда в Заводоуковском районе в настоящее время является ЗАО «ЗАГРОС», арендуя лесные участки площадью около 34 тысяч гектаров. Лесхозы, которые в недавнем прошлом выполняли все функции по охране и восстановлению лесов, ликвидированы. Хотелось бы уточнить, в чем выигрыш подобной перестройки?

– Вы, Федор Васильевич, достаточно много трудились в специализированном лесном хозяйстве, одном из лучших в нашей области. Теперь оно раздроблено на мелкие самостоятельные участки. Может ли районное лесничество с горсткой специалистов, что, собственно, и осталось от большого коллектива, выполнять весь комплекс работ, связанных с лесом?

– Реформа создала, прямо скажем, полную путаницу в лесном хозяйстве. Нам повезло, что у нас солидная фирма. На лесохозяйственные расходы выделяют ежегодно 18 миллионов рублей. Деньги идут из доходов предприятия, полученных от строительно-монтажных работ (основной вид деятельности). Там же, где лесные участки переданы в пользование мелким собственникам, экономически слабым, нет ничего хорошего. Эти люди пришли в лес с одной целью – получить быструю прибыль от рубки и продажи древесины, а дальше хоть трава не расти.

В мои обязанности входит всё, что касается забот о «зеленом цехе», начиная со сбора семян для посева в питомнике, посадок и ухода за молодыми культурами, до строительства лесовозных дорог и лежневок. Свою деятельность на новом месте я начал с организации лесохозяйственного участка в селе Тумашово. На работу были приняты специалисты из числа бывших тружеников лесхоза. Возглавил участок мастер леса Анатолий Дмитриевич Сундарев. За счет предприятия проведено лесоустройство по второму разряду.

Сейчас лесохозяйственные, лесокультурные, противопожарные мероприятия выполняют три специализированные бригады. Генеральный директор С.С. Рожков дал распоряжение о закупке необходимой техники и оборудования. Мы довольно прилично оснащены. Учитывая необходимость в посадке молодых деревьев на вырубках, встал вопрос создания собственного питомника, откуда можно брать сеянцы и саженцы. И мы его заложили.

– А как же базисный знаменитый питомник – гордость Заводоуковского лесхоза в прошлые времена, который на всю страну славился? Он мог вас выручить?

– Он остался на балансе Заводоуковского лесничества. Управляет там Леонид Иванович Конищев, Наталья Анатольевна Ярославцева руководит отделом семеноводства. В любом случае нужно было рассчитывать на собственный питомник, тот свое отработал за время существования с 1949 года. Душу и жизнь в него вложил Николай Иванович Абросимов, заслуженный лесовод России (ныне покойный). Мне приходилось в свое время нередко общаться с этим замечательным человеком и специалистом, я видел, с какой любовью он учил работников относиться к всходам крохотных деревьев. Сколько поднялось молодых рукотворных лесов в нашем и соседних районах, получив жизнь в том питомнике! Площадь нашего – 5,2 гектара. В прошлом году мы засеяли его своими семенами сосны и ели. Планируем выращивать их не менее миллиона штук.

– Несколько слов о деловой «визитке» вашей фирмы?

– Сфера деятельности акционерного общества – капитальное строительство разных по сложности и функциональному назначению объектов. Школы, Дома культуры, многоквартирные дома и коттеджи. Готовится к сдаче красивейший Сретенский собор в Ялуторовске, достраивается Дом культуры в Заводоуковске... Я уже не говорю о животноводческих фермах в Заводоуковском, Исетском и Упоровском районах, сдаваемых в эксплуатацию с полной механизацией процессов доения, ухода за животными.

– А мне припоминается, как проводили спрямление русла реки Исеть возле деревни Яр Ялуторовского района в 2005 году. Река, разрушая год за годом правый берег, вплотную подобралась к населенному пункту. Падали в обрыв дом за домом с подворьями, стайками, банями и огородами. На решение проблемы федеральным бюджетом были выделены немалые деньги. А вот взяться за выполнение этого сложного проекта было не под силу желающим, тендер выиграла ваша фирма.

– Да. Интересный был заказ. Вырыли канал длиной более километра, шириной 20 метров, куда и ушла причудливая «петля» реки, опоясывающая деревню, – ее просто отрезали от основного русла, превратив в старицу. Бедствия деревни закончились.

Наша фирма набирает обороты, заслуга в этом, конечно, всего коллектива, но в первую очередь – генерального директора Сергея Савватеевича Рожкова, заслуженного строителя России. Начинал он с Межколхозстроя, организованного на паях. Затем колхозы распались. Сергей Савватеевич сумел удержать на плаву производство, развить его до теперешнего высокоразвитого уровня. Компания владеет мощной производственной базой, включающей в себя административное здание, автомобильные гаражи и технические ремонтные мастерские, столярный цех, лесозавод, складские помещения, железнодорожный подъезд. У нас много производственной техники.

– Вернемся к лесным проблемам. Многое удалось сделать?

– Мы постоянно ведем прокладку лесных дорог. В связи с тем, что, согласно новому Лесному кодексу, наши арендные участки отнесены к защитным лесам, и в них запрещены сплошные рубки, нам пришлось заново пересматривать схему строительства дорог из-за уменьшения выборки древесины с единицы площади. Размещаем их теперь равномерно по всей площади лесничества из-за отсутствия концентрированных запасов леса. Проложили до делян 36 километров лесовозных и лежневых дорог, из них 18 километров – с щебеночным покрытием. Представьте сумму общих затрат, если километр полотна с использованием щебня стоит пять миллионов рублей! Этими дорогами пользуются также жители населенных пунктов Заводоуковского и других районов, и это положительный факт, тем более что в наших лесах немало глухих мест, куда проедешь разве что на вездеходе. А теперь вся арендуемая территория доступна для посещения населением.

– Разрешаете посещать леса для сбора ягод и грибов?

– Никому запрета нет. Единственная неприятность, что мусорят, а мы потом убираем. В поджоге лесов виноваты не местные жители, а зачастую предприятия. Например, отделения железной дороги, вместо того чтобы чистить откосы и вырубать кустарники, их поджигают. Или вот свалка у нас городская есть, беда с ней. Они нам сожгли все лесные культуры поблизости. Хозяйства агрофирмы отжигают покосы, заросшие пашни, иногда специально поджигают островные лесочки, чтобы выровнять пашни. И ничего с этим поделать не можем, даже если знаем виновников.

– Какова у вас оплата труда?

– Люди своевременно получают зарплату, в среднем 13-14 тысяч рублей в месяц. Работают у нас жители из Заводоуковска, Ялуторовска, Тюмени. Наша фирма строит для работников жилье с выплатой его стоимости в рассрочку. Это хорошая возможность улучшить свои бытовые условия. Ежегодно мы заготавливаем (согласно лесоустроительным материалам) более 60 тысяч кубометров древесины. Достраивается котельная мощностью 4 МВт, которая будет работать на отходах перерабатывающего производства. В этом году пущена в эксплуатацию фрезернопильная линия производительностью 80 тысяч кубометров в год. После ее запуска я понял, как беден лесом Заводоуковский район. Речь идет о лесе, из которого можно получить качественный хвойный и лиственный пиловочник. В других районах юга области нет и этого. Видимо, все доступные леса юга и севера Тюменской области были вырублены еще во времена существования леспромхозов.

А чтобы после нас не остались в лесу гнилые и корявые деревья, высаживаем лесные культуры, где коренной породой была когда-то сосна. Проводим уходы в молодняках, рубки ухода, оказываем содействие в естественном возобновлении леса ценными видами деревьев. Как видите, работы достаточно.

НА СНИМКЕ: кипит работа.