Медиакарта
15:13 | 25 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Слово земли услышать

Слово земли услышать
22:41 | 28 июля 2013
Источник: Наша жизнь

Говорят, что это место обладает незаурядной, странной энергетикой – чувствительные люди ощущают там себя как дома, и в шёпоте листвы берёз слышатся им древние сказания, которыми к их родовой памяти взывают ветра прошлого. Не магия, так магнетизм там точно имеется, не зря же вничем вроде не примечательные эти берёзовые колочки который год уж тянутся исследователи-археологи всех мастей – и сельские школьные отряды, и маститые кандидаты исторических наук. Кто знает, какую местную Трою они раскопают, и не станем ли мы свидетелями сенсации – будем, на всякий случай, регулярно следить за раскопками!

Море находок

В этом году ставшая традиционной археологическая экспедиция «Истоки» в районе казанских Борков приступила к работе 12 июля. Команда ребят-старшеклассников собралась из окрестных сёл – Больших Ярков, Гагарья, Яровского, Казанского и Новоселезнёво. Как рассказала бессменный организатор археологических вылазок на благо науки и культурного ребячьего досуга С.П. Зворыгина, заведующая районным краеведческим музеем, набор будущих археологов был объявлен по школам ещё в феврале. Но, как это водится, желающие повалили лишь в июне. Тем не менее все 14 претендентов были трудоустроены Казанской районной централизованной библиотечной системой при поддержке центра занятости. «Группа в этот раз подобралась сплочённая и дружная, – отозвалась об обитателях археологического становища Светлана Петровна. – Ребята – творческие личности, и кроме того, что они замечательно работали на раскопе, сами организовывали и воплощали в жизнь на досуге разные весёлые затеи – дискотеки, инсценировки, зарисовки. На раскопках участвовали по две группы: одна копает, другая моет найденную керамику. Так они умудрялись ещё и помогать друг другу». Древней керамики найдено было море. Ряды вымытых и разложенных на просушку ископаемых черепков различных форм и размеров с удовольствием от успешно выполненной работы заезжим гостям демонстрировали юные археологи, а о времени их происхождения поведала кандидат исторических наук, научный сотрудник лаборатории археологии и естественно-научных методов Института проблем освоения севера Тюменского отделения РАНЦымбалюк Светлана Ивановна. Этот визит на раскопки в окрестности нашего районного центра у неё уже третий (первый раз они были здесь в 2010 году). Под её руководством ребята находили артефакты, оставшиеся от древнего поселения, условно названного Марай-1. Оно было оставлено жителями около 3-х тысяч лет назад. Жили здесь и «чуть» позже, где-то 1700 – 1800 лет назад.

– Сегодня мы докапываем памятник, начатый три года назад. Копаем от «дневной» поверхности (по которой ходим) до «материкового» слоя, – рассказывает Светлана Ивановна. – Он представлен белым песком или глиной, его не тронула деятельность человека. На этом конкретном памятнике культурный слой тянется на глубину до 1,15 – 1,20 метра (обычно же на территории Западной Сибири это 40 – 50 сантиметров), потом идёт «материк». Из ценных находок нашли слабоуглублённую пристройку к землянке, в ней стояли 18 горшков по кругу, а в одной части были разложены предметы быта, орудия труда. Это наконечники стрел, ножи, кинжалы, пряслица для прядения, рога лося (использовались как подставка под горшки). Обилие находок радует. Вот костяной псалий, вот грузило неолитическое, вот трубка из глины, берестяной поплавок, костяные струги, наконечник, остатки от упряжи…

Замечательная находка этого года – антропоморфное изображение женщины из глины. Подобная фигурка была найдена на территории Новосибирского Приобья на памятнике Чича-1 нашим академиком совместно с германской экспедицией.

Оказывается, и у нас, в Приишимье, скрываются такие уникальные вещи.

Приишимье: богатство и перспективы

– Светлана Ивановна, скажите, какие по этим находкам можно сделать выводы о прошлом?

– Антропоморфные фигурки выступали, скорее всего, в роли идолов или оберегов. Изображение женщины обычно символизирует плодородие, домашний очаг, деторождение. Ещё из этого ряда – найденные нами перевёрнутыми сосуды, что были закопаны под полом. Наверняка это делалось для того, чтобы в жилище всегда была еда, благополучие и здоровье домочадцев. По находкам можно сделать выводы о мифологическом смысле, которым древние наделяли тот или иной предмет.

По результатам прошлых здешних раскопок уже получены результаты, в этом году я ездила с ними в Москву. Там сделали определения по найденным останкам костей состава стада для раннего железного века и переходного времени. Мы теперь знаем, сколько в стаде было коров, на каких животных тогда охотились (косуля, лось, иногда благородный олень). Очень много найдено костей собак и их копролитов. В копролитах обнаружены личинки паразитов, живущих в лошадях и крупном рогатом скоте, в том числе даже яйца описторхов, – это позволяет сделать выводы об экологической обстановке: чем болели животные, что могло привести к падежу скота и к уменьшению молочного стада. Много найдено рыбьих костей. Здесь под террасой находилось раньше русло реки Ишим, уже тогда были широко представлены карповые виды рыб, лещ и щука. Наконец, продатирован памятник, где мы вели раскопки. Как мы и предполагали, это 8-7 века до нашей эры и 4 век до нашей эры, то есть памятник двухслойный. Сначала на этом месте жили представители красноозёрской культуры – они, в основном, занимались присваивающими отраслями: охотой и рыболовством, скотоводство было представлено очень слабо. Через триста лет на их место пришло население баитовской культуры. У них, наоборот, охота и рыболовство носили вспомогательный характер, а жили они за счёт разведения лошадей и крупного рогатого скота.

– Можно ли установить, как выглядели древние аборигены?

– Для антропологической реконструкции нужно найти могильники. По костям людей антропологи определяют облик, рост, возраст человека. У нас в настоящий момент нет в распоряжении ни одного могильника. Было дело, раскапывали курган, но находили просто песок, а внутри горшок стоит – кости сгнивают. Для поиска надо использовать георадарные методы, сканирование земли. Аппаратура для этого сложная и дорогостоящая, нужны специалисты для работы с нею. Хотя как раз в Приишимье надо искать могильники. Обычно юг Западной Сибири сложен супесчаными почвами, в которых трудно сохраняется органика, она разлагается, и от неё ничего не остаётся. В этом отношении памятник, который мы раскапывали с детьми в этом году, уникален: здесь сохранились не только кости животных, но даже береста, не только рыбьи кости, но и чешуя. Где-то в Притоболье на песках ничего бы этого мы не обнаружили. А всё потому, что здесь почва другая – суглинок. Вообще же на могильниках завязываются многие важные вопросы – это обряды, верования, способы погребения. Самый главный вопрос археологии – историческая судьба, генезис, то есть происхождение представителей той или иной культуры…

Пока о жизни пранаселения можно сказать, что жили люди в полуземлянках, рыбачили, ходили на охоту, выделывали шкуры, лепили горшки, растили детей – то есть жили обычной деревенской жизнью.

– Как определяется местонахождение будущего раскопа?

– По нарушениям поверхности, например, были сделаны свежие противопожарные рвы. Приехали археологи на разведку, пошли вдоль рва – и подняли инвентарь, керамику. Потом приехали и заложили раскоп. В случае неповреждённой поверхности залегание памятника можно найти в лесу. Видели такие ровные ямки, явно антропогенного происхождения? Это поселение. Его хорошо видно и по наличию валового рва. Как заложили этот памятник, вы не поверите! Приехали – не видно ничего. Кинули лопату – а давайте здесь копать! И вот результат.

Места прежних поселений определить нетрудно. Выбирали ведь люди их примерно так же, как сейчас, – рядом с водоёмами, заливными лугами. Приишимье – как раз такое место, оно богато на памятники. Начиная от Казанского – Марай, Ченчерь, Баландина, Афонькино, Ильинка – дальше в Северный Казахстан. Бедными на пямятники считаются Сладковский и Бердюжский районы. Но это потому, что на их территории раньше предположительно было море. Нынешние солёные озёра – его остатки. До сих пор на пашне в Сладково находят ракушки, частицы водорослей и морских обитателей.

За три года проведения археологических экспедиций в Казанском районе можно отметить не только обилие памятников истории, но и отношение к делу юных казанских археологов. Они любят свой край, горячо интересуются его историей и переживают за его судьбу. Одним словом, патриоты.

Черепки керамики вроде тех, что щедро рассыпаны на всей протяжённости противопожарной полосы, мы в изобилии находили в детстве на бабушкином огороде. И узоры на этой керамике были, только какие – баитовские ли, красноозёрские ли, кто определял? В девяностых рядом с моими родными местами уже гостили археологи под водительством известного учёного, по результатам он опубликовал солидный научный труд. А ведь ждут своего часа ещё и таинственные курганы в тамошних лесах на опушках, по словам С.И. Цымбалюк, это очень напоминает степные могильники… Уверена, что со временем многое сокровенное будет исследовано и раскрыто, и древняя, богатая тайнами наша земля скажет нам своё слово. Главное – бережно к ней относиться и суметь услышать.

Автор: Екатерина Терлеева