В адрес коммунальщиков нередко звучат нелицеприятные эпитеты. Одна из основных причин – это вода, а точнее, её качество и ...количество. «Квитанции оплачиваем каждый месяц, тарифы растут, а вода – то ржавая, то с неприятным запахом, а то и совсем её нет. За что мы платим? Куда наши деньги направляются? И почему их постоянно не хватает? Просто бездонная бочка какая-то!» – возмущаются многие потребители. Справедливы ли данные упрёки? Об этом и многом другом мы беседуем сегодня с В.П.Моисеенко, директором Сладковского МУП ЖКХ.
УЗЕЛ УЧЁТА – ЕЩЁ НЕ ПАНАЦЕЯ
– Виктор Павлович, почему возникают перебои с водой?
– Что касается тарифов, то их придумываем не мы, то есть не конкретно Сладковское МУП ЖКХ, а утверждает Департамент тарифной и ценовой политики Тюменской области. Если кратко о воде, то фактически потребляемый объём в разы превышает тот объём, который предприятие обязано предоставить своим абонентам по договору. Вот воды на всех и не хватает.
– А если поподробнее?
– Тогда начнём с самого начала. Речь пойдёт об узлах учёта водопотребления, иначе говоря, о счётчиках. Во исполнение Федерального закона №261-ФЗ от 23.11.2009 года «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» за счёт собственников жилья и муниципалитета должны монтироваться узлы учёта. На сегодняшний день на территории района установлено 1275 узлов учёта: из них 756 в частном секторе, 31 – общедомовые и 488 – внутриквартирные. Далее. Услугой водоснабжения по договору пользуются около восьми тысяч жителей, это притом, что постоянно проживает примерно двенадцать с половиной тысяч жителей. Получается, что из общего числа жителей водой пользуется 64 процента. Где же берут эту живительную влагу остальные 36 процентов? Простой ответ. Там же где и все, но без оформления договоров, без оплаты. Приведу следующий пример. В Новоказанке договор заключили 123 человека. Но явно в деревне проживает гораздо больше жителей. В модуль предприятие поставляет 2 куба 580 литров по договору в сутки. Насосная станция должна поставить 2 куба 800 литров (в том числе для полива огородов через летний водопровод, а также для поения 9 коров, 13 свиней, 58 домашних птиц, как указали в договорах граждане). Целесообразно ли содержать насосную станцию, исходя из заключённых договоров? Давайте посчитаем. Тариф на воду – 36 рублей 78 копеек. Умножаем на указанный объём. В результате в месяц доход составляет 3900 рублей (с НДС). Без НДС 2620 рублей. Из них: 1900 рублей – зарплата работнику станции за два часа в сутки (0, 25 ставки), налоги – 574 рубля (30,2 процента). Можно ли содержать насосную станцию на оставшиеся 146 рублей в месяц? Нет! В настоящее время она содержится за счёт предприятия, а так как предприятие является муниципальным, то получается, что содержится за счёт бюджета нашего района, то есть за счёт всех жителей района. Аналогичная ситуация и по Кочкарному.
Что же касается узлов учёта, то из общего числа абонентов, заключивших договоры с МУП ЖКХ, 95 процентов их уже установили. Но, как выясняется, узел учёта – это не панацея. Мы столкнулись с новой проблемой. Некоторые абоненты умудряются брать воду помимо счётчика. Действует двойная схема: вроде бы платят по показаниям узла учёта, а потребляют больше, чем оплачивают. Для этого используют дополнительные устройства, которые способствуют неучтённому отбору воды. Вариантов механического вмешательства много: интернет наводнён подсказками.
– И к чему это привело?
– Это привело к тому, что летом, в период массового разбора воды, мощности установленного насосного оборудования и очистных сооружений уже не достаточно, и с водоснабжением станция должным образом не справляется. Максимальный объём воды, который она может подать – 800 кубов в сутки. Но! По договорам, заключённым с населением, через очистные сооружения в Сладково подаётся 413 кубов 690 литров, Большое – 9 кубов 540 литров, Лопазное – 41 куб 260 литров. Всего 463 куба. Но по факту предприятие подаёт все 800 кубов, и жители потребляют весь объём.
– То есть ещё 337 «кубиков» разбираются «безвозмездно, то есть даром»?
– Да, и делают это недобросовестные потребители. Каков убыток? Снова считаем: 337 кубов умножаем на тариф 36,78, получается 12394, 86 рубля в сутки. В качестве примера приведу недавний случай, произошедший в селе Лопазное. В июне во время внеплановой проверки, в которой участвовали представители ЖКХ, органов местного самоуправления, полиции, в этом селе были выявлены 26 фактов несанкционированного разбора воды, в том числе вмешательства в работу узлов учёта – срывали пломбы, устанавливали магниты.
Но, думаю, фактов было больше. Что в итоге? Во-первых, наш район потерпел убыток, так как предприятие муниципальное, во-вторых, из-за отсутствия воды на сутки остановил деятельность пришкольный лагерь, и, в-третьих, воду недополучили добросовестные абоненты, которые честно оплатили услугу и должны были её получить. И, поверьте, подобные случаи не единичны.
– Существуют ли «антивандальные» счётчики?
– На сегодняшний день проблема поставила всех в тупик. Промышленность выпускает теперь узлы учёта, которые при постороннем вмешательстве просто выходят из строя, и вода перестаёт поступать. Тем абонентам, у которых выходит срок годности счётчика либо он устанавливается впервые, предприятие будет выписывать уведомления установить узел учёта нового образца.
ЗА ВСЁ НАДО ПЛАТИТЬ
– Виктор Павлович, похожая ситуация сложилась и в многоквартирных домах?
– Да. И здесь снова страдают добросовестные плательщики. В постановлении Правительства РФ от 6 мая 2011 года №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» чётко расписаны взаимоотношения между потребителем и предприятием. Всего в районе 33 многоквартирных дома, общедомовой узел учёта установлен в 31. При этом в 26 домах МУП ЖКХ является управляющей организацией. Практически во всех квартирах установлены узлы учёта за счёт собственника жилья или муниципалитета. По договору каждый абонент обязан передавать показания потребления воды с 23 по 25 число ежемесячно. Но неоднократные мониторинги показывают, что показания общедомового узла учёта и информация, которую передают жильцы, имеют расхождения. В качестве отрицательного приведу следующий пример по дому №7 ул. К.Маркса в райцентре. Общедомовой узел учёта показывает 122 куба. Жильцы дома передали информацию – 79 плюс восемь кубов летнего водопровода. Куда утекли ещё 35 кубов? Специально проверили водопроводные сети, утечки нет нигде. Воду просто разобрали недобросовестные абоненты. От их действий пострадали добросовестные. Разницу в показаниях всё равно придётся оплатить всем жильцам, и тот, кто честно передаёт и оплачивает показания, вынужден будет платить снова, но уже за соседа.
– Как с этим бороться?
– На общем собрании жильцов следует оговорить весь порядок действий. Если большинство жителей примет решение, то старший по дому либо его заместитель будут иметь право проверять внутриквартирные счётчики. Показания можно записывать в специальный журнал. Пока сами жильцы не захотят вывести на чистую воду своих недобросовестных соседей, проблема не решится. И такие факты есть. Жильцы домов 57, 61, 92 по улице Ленина в райцентре провели кампанию по выявлению неплательщиков, и она увенчалась успехом. Нашлись всё же жильцы, не зарегистрированные по этим адресам, но проживавшие и пользовавшиеся коммунальными услугами бесплатно, а также случаи вмешательства в работу узлов учёта и другие нарушения. Контроль и заинтересованность самих граждан смогут улучшить ситуацию. Многие считают, что достаточно передать показания, оплатить их и всё. Но реальность такова, что необходимо контролировать и других жильцов. Общественность должна активно вмешиваться в такие дела. Это будет по-хозяйски. В свою очередь, МУП ЖКХ тоже в стороне не остаётся. По всем выявленным нарушениям к ответственности недобросовестных плательщиков призывают в судебном порядке.