Медиакарта
8:18 | 26 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Забытые воины забытой войны

Забытые воины забытой войны
09:37 | 31 июля 2013
Источник: Наша жизнь

Передо мною лежит папка с подборкой информации ченчерского краеведа А.Т. Дегтярёвой о земляках, воевавших в Первой мировой войне, что началась в 1914-м и плавно перетекла в крушение государственного строя у нескольких главных участников этой войны. Следовательно, её значение для нашей истории бесспорно велико, но… Вроде бы также война эта длилась четыре года, тот же немец напал практически вероломно, та же была объявлена всеобщая мобилизация, также народ поднялся на защиту страны в патриотическом порыве… Однако о войне, что случилась через тридцать лет спустя, мы знаем от и до, справедливо чествуем её воинов, а что нам известно о наших земляках – участниках Первой мировой? Ничего? Почему?! Есть у меня некоторые соображения, но прежде чем поделиться ими, познакомлюсь-ка я с содержимым папки Анны Трофимовны.

Первое августа этого года – первая дата, отведённая на государственном уровне для памятования русских воинов, воевавших в 1914 – 1918 годах. В Сибири на участие в военных действиях с началом войны было мобилизовано 12 процентов мужского населения. Этот процент включил и призывников из Большой Ченчери. Анна Трофимовна упоминает в их числе братьев Дегтярёвых – Михаила и Евгена, Федота из Малой Ченчери, Степана и Антона Кезиковых из Вознесенки, Игнатия Богданова из Романовки.

Что интересно, точных сведений, на каких фронтах мировой войны воевали Дегтярёвы и Кезиковы, как себя показали в это время, были ли награждены, нет и у ченчерского краеведа. Известно лишь, что Антон Кезиков был призван в 1915-м, во время службы в Омске получил звание унтер-офицера и был отправлен на фронт, ранен и комиссован в Петроград, откуда вернулся в родную деревню большевиком. Во время братоубийственной войны сначала (цитирую) «был вынужден идти в армию белых», потом подпольно перешёл на другую сторону и позже погиб на врангелевском фронте. Его брат Степан во время войны с немцами возглавлял солдатский комитет, домой вернулся в революционном настрое, организовывал по сёлам и деревням бедноту, и в 1921-м стал жертвой восстания крестьян. Вот вроде бы и всё о воинском прошлом братьев. Впрочем, с историей Кезиковых дело обстоит проще – их младший брат Алексей через несколько лет написал «документально-художественную» книгу «От Ишима до Перекопа», где вскользь упомянуты некоторые факты из биографии братьев – участников «первой германской».

Что касается Дегтярёвых, то здесь сказать что-либо определённо труднее. У потомков этих ветеранов Первой мировой осталось фото, на котором три брата запечатлены в форме солдат того времени с наградами на груди, а на обратной стороне снимка видна подпись: «1914 год». И Михаил, и Евген, и Федот Тимофеевичи вернулись с войны, трудились в колхозах, у них были семьи и дети. Колхозника Дегтярёва Евгена, ветерана той первой войны, в 1937-м расстреляли в числе прочих – таких же, ни в чём не повинных. Фото, потомки и вот этот скорбный факт – то, что осталось сейчас от ратных историй солдат, выполнивших некогда добросовестно свой долг перед Родиной.

О Богданове Игнатии Фёдоровиче поделилась семейными преданиями его внучка Федосья Ивановна Юркова. Родился её дед в 1889 году в большой семье. Когда началась «германская», был мобилизован вместе с другими парнями деревни (Какими? Кто воевал ещё, кроме перечисленных выше?). Во время боя был контужен, попал в плен. Неоднократно делал попытки бежать. Наконец одна из них увенчалась успехом. До своей деревни добирался долго и трудно, родители уже и не надеялись увидеть его живым. Семья долго его выхаживала, но после пережитого он так и остался инвалидом. Известие о гибели первенца Леонида, солдата Великой Отечественной войны, совсем подкосило здоровье и так насквозь больного отца. Он умер в сороковых и был похоронен в Малой Ченчери.

Надо сказать, что Анна Трофимовна стала единственной, кто так споро отреагировал на просьбу собрать информацию о воинах Первой мировой. Теперь её данные пополнят соответствующую музейную папку скромных, скажем прямо, размеров. В ней мы с сотрудниками музея отыскали ещё одну фотографию, на которой выстроились пять безымянных бойцов той войны. Кто они, откуда, за что получили свои медали – Бог весть. Быть может, читатели опознают знакомые лица и отзовутся историями и фактами? Ведь о земляках – солдатиках Первой мировой нет информации ни в районной библиотеке, ни в районном архиве, ни в военкомате. По счастливому случаю как раз в это время заведующая музеем С.П. Зворыгина собирает сведения для энциклопедии «Приишимье». В эту энциклопедию – точнее, пока ещё сырой её вариант – вошли сведения о двоих известных жителях района, которым довелось воевать на фронтах Первой мировой. Вот эти люди (далее цитируется энциклопедия – прим.авт.):

«АННЕНКОВ Николай Алексеевич (02.08.1891, г. Москва – 27.05.1937 г.), основатель первой в Казанском районе светской начальной школы. После окончания духовной семинарии в г. Иваново-Вознесенске был распределён в Казанскую Никольскую церковь Казанской волости Ишимского уезда Тобольской губернии. В 1914-м по разрешению губернатора добровольно уходит на фронт. В 1918, после ранения, вернулся в Москву. С 1921 прибыл в Казанскую волость и занялся обучением детей школьной грамоте в частных домах д. Боровлянки. «АРЖИЛОВСКИЙ Тимофей Степанович (д. Боровлянка Казанской вол. Ишимского уезда (ныне Казанский р-н Тюменской обл.) – 12.12.1943 г.) Участник 3-х войн.В мае 1915 мобилизован в царскую армию. Принял участие в Первой мировой, а затем в Гражданской войне. Воевал в Средней Азии в командном составе. В 1922 вернулся домой. Во время Великой Отечественной войны воевал под Ленинградом командиром пулемётной бригады. Из-за тяжёлого ранения был комиссован и отправлен домой. Скончался от ран».

Подсчитано ли, сколько жителей нашего района воевало всего? Сколько вернулось домой, сколько погибло? Где взять эти сведения?

Молчит Интернет, не написано ни одной научной работы на тему участия жителей наших краёв в Первой мировой войне. Профессор А.Д. Колесников в книге о Казанском районе «Край зело богатый» честно признаётся, что «германская война 1914-1918 годов остаётся малоизученной темой, а участие в войне… уроженцев Казанского района – вообще нетронутой темой… Нет списков погибших и георгиевских кавалеров».

Причины такого уничижительного (иначе не назовёшь) отношения со стороны историков послевоенного времени вскользь упомянуты в той же книге профессора. Он пишет: «Долгое время Первую мировую войну в нашей стране представляли как захватническую войну царизма, хотя Германская империя первой объявила войну России и преследовала в ней фактически те же самые цели, что и Гитлер, – захват российских земель и превращение их в «хлебный амбар Германии». Россияне встали на защиту Родины». Работая над статьёй о семье последнего царя, я тщательно изучила мемуары его современников, опубликованные документы той эпохи и письма царя Николая. Он действительно до последнего старался избежать кровопролития, вёл переговоры с кайзером Вильгельмом и предлагал ему ряд политических уступок. Увы, от мирных переговоров в Гааге, на которых настаивал царь, правитель германский решительно отказался. И первого августа 1914 года война, которая привела к свержению обоих этих императоров и гибели их империй, была объявлена.

В заключение хотелось бы напомнить любопытный факт. По договору с союзниками из блока Антанты при благоприятном исходе войны нашей стране отходили территории бывшей Османской империи, среди которых – Константинополь (сейчас Стамбул), проливы Босфор и Дарданеллы. После Брусиловского прорыва следующее решительное наступление на фронтах царь готовил на весну 1917 года…

Он был под стражей в Тобольске, когда прочитал о Брестском мире, заключённом советской уже Россией. По условиям договора наша страна потеряла Финляндию, Польшу, Прибалтику, часть Белоруссии и Кавказа и осталась должна огромную контрибуцию. «Позор», – написал в дневнике бывший царь и бывший верховный главнокомандующий.

Не поэтому ли старательно забывается та, «позорная» для нас и неудобная для упоминания, война? Конечно, это дело историков – рассуждать о причинах какого-либо явления, но наша обязанность – не отрекаться от тех, кто отдавал за нас жизнь и кровь. В моей семье бабушка сохранила георгиевский крест прапрадеда, его фотографию, где он запечатлён в орденах того времени, а то, как и за что он был награждён, – забыто. Потомков солдата царской армии репрессировали, и остальные предпочли прошлое своё забыть, тогда это было более безопасно… Да, много причин у забвения, но когда-то оно должно всё-таки закончиться!

Автор: Екатерина Терлеева