Опорная станция Демьянка Сургутского отделения Свердловской железной дороги - это важнейший железнодорожный узел на территории Уватского района. Здесь регулируются все процессы, связанные с движением поездов на участке более 400 километров: от Тобольска до самой северной точки района - станции Вах.
Первый поезд прибыл на Демьянку в 1978 году. В те годы здесь работало около ста человек, а пропускная способность соответствовала самому высокому первому классу. Правда, условия проживания и инфраструктура не поспевали за развитием сети железных дорог: в конце 1970-х годов здесь было построено всего несколько пятиэтажных домов, дорог почти не было, многим рабочим приходилось ночевать в вагонах.
К 1983 году объем пропускаемых и принимаемых Демьянкой грузов заметно сократился, что едва соответствовало станции третьего класса. Здесь выполнялись только погрузка-выгрузка, пропуск транзитных поездов. Параллельно появляются дополнительные малые станции: Светлана, Черный Сор, Нелым, Тугуньям, а Демьянка становится опорной.
Сегодня ОАО «РЖД» переживает крупную реконструкцию, цель которой - усовершенствовать железнодорожные перевозки по всем критериям. Из-за внедрения высокотехнологичных средств безопасности, с развитием компьютерных технологий и появлением оптико-волоконной связи, а главное, в связи со строительством новых путей, такие маленькие станции, как Светлана, Черный Сор и другие, постепенно закрываются, а на их месте появляются двухпутные разветвления рельсов, которые заметно снижают простои поездов.
Сама опорная станция Демьянка тоже расширяется. Так, с северной стороны добавился еще один подъездной путь для погрузки и выгрузки труб, цемента, соли для предприятий, ведущих деятельность на территории Уватского района, а к концу следующего года с южной стороны будут построены три накопительных пути для хранения инертных грузов (щебень, песок).
Параллельно развиваются подведомственные предприятия, увеличивается штат сотрудников. Так, в отдельные дирекции выделились подразделения путей, тяги, инфраструктуры и движения. Несмотря на автономность этих служб, все они выполняют одно общее дело - обеспечивают безопасность и своевременность движения поездов по территории нашего района.
В этом году на станции запущен в эксплуатацию новый пристрой, где разместились блок релейной аппаратуры, пункт связи, дежурно-диспетчерская служба, пульт управления модернизированным комплексом технических средств и другое.
Благодаря внедрению новых поездов с компьютерным управлением и средств контроля за движением и состоянием составов, постоянно растет уровень безопасности железнодорожного транспорта.
Например, электромеханики КТСМ занимаются обеспечением безопасности следования поездов. От их внимательности и компетентности зависит своевременность выявления неисправности так называемых буксовых узлов колес во время движения. Говоря другими словами, они отслеживают изменение температуры подшипников колес каждые 25-35 км. Помогают в этом инфракрасные датчики и компьютер, который чутко фиксирует состояние каждого колеса. Благодаря такой фиксации уже дважды удавалось предотвратить сход с рельсов цистерн с газоконденсатом.
Претерпевает изменения и электротехническая служба. Если раньше на каждой станции и развилке устанавливались свои релейные щиты, управляющие стрелками и светофорами, то сегодня в этом нет необходимости: всё руководство взяли на себя компьютеры, а человек по большей части лишь контролирует весь процесс.
До 2020 года запланирована модернизация и дежурно-диспетчерской службы: вместо громоздких пультов появятся компактные и удобные в пользовании компьютеры.
Каждые сутки через опорную станцию Демьянка проходит порядка 15 пассажирских и 22 грузовых поездов. Благодаря развитию нефтедобывающей промышленности в прошлом году станция повысила свой класс до второго.
Сегодня Демьянке подчиняются шесть станций: Чумбулут, Светлана, Перил, Тугуньям, Нелым и Вах. И хотя основное управление процессом происходит из Екатеринбурга, работа специалистов нашей опорной станции крайне важна для качественного и безопасного движения по железной дороге на территории Уватского района.
Фото автора