Иван Михайлович Буровцев в апреле отметил своё 88-летие. Родился он в Армизонском районе, в селе Колмакское, которое со всех сторон окружали озёра. Детство у нашего земляка было таким же, как у многих его ровесников.
В 1933 году пошёл в первый класс. Зимой были очень сильные морозы, занятия в школах не отменяли, сидели на уроках в верхней одежде. Летом все помогали колхозу, дети выходили в поля на прополку сорняков, обматывали ручонки тряпками и работали наравне со взрослыми. Заготавливали корма, гребли сено. С детства Ваня любил лошадей, часто бегал в конюшню, кормил, ухаживал за ними. Брал шефство над маленькими колхозными жеребцами.
Окончил семь классов, когда началась война. На фронт провожали одного за другим. 21 декабря 1942 года вручили повестку и Ивану. На следующий день он уже был на сборном пункте в Ишиме. Новобранцев отправили в Омск. 17 января 1943 года принял воинскую присягу и был зачислен в школу снайперов.
– Очень хотелось на фронт, но нас продолжали учить, – рассказывает Иван Михайлович. – Огромное внимание уделяли тактике ведения боя и стрельбе из снайперской винтовки. Только в начале сентября 1943 года торжественно, под звуки духового оркестра, провожали из училища на фронт. На железнодорожной станции разместили в вагонах для перевозки скота: и так ехали из Сибири до Горького. Дальше – маршем в воинские лагеря. Там утро начиналось со строевой подготовки: кто лучше пройдёт с песней – получал право дежурить на кухне. Это была самая дорогая награда, в тот день мы были сыты.
В конце сентября в составе полка солдаты пешком двинулись в направлении города Великие Луки для пополнения десятой Гвардейской Армии. По приходу организовали для новобранцев «чудо-баню»: в большой палатке, где было градусов восемь тепла, расстелили на земле сосновые ветки, вода в баках – чуть тёпленькая. После бани всех коротко постригли. На следующий день батальон принял бой.
Иван Михайлович освобождал от фашистов город Невель, станцию Пустошка Калининской области, где получил ранение в правую руку. После выписки из госпиталя – снова на фронт. Стоял в обороне города Пскова. И снова марш-бросок пешком к границе с Латвией. Передвигались в ночное время, в три ряда в строю, взявшись за руки, на ходу дремали.
– Никогда не забыть, – говорит Иван Михайлович, – шли по деревне, стояли ребятишки и женщины, одна так пристально смотрела на меня, кинулась навстречу: «Сыночек, ты откуда появился?» Я взял её за руку, попытался успокоить, сказал, что не её сын, что родом из Сибири. «Как ты похож на моего сына, я будто с ним повидалась», – твердила женщина...
Когда прибыли в третью ударную бригаду, командир батальона взял Ивана к себе адьютантом. Готовились к наступлению. Бой за город Лудза запомнился на всю жизнь. Земля содрогалась от взрывов, казалось, всё летит в воздух.
– Готовили нас как снайперов, а воевать пришлось с автоматом в руках, в пехоте. Мы пошли в наступление, – продолжает Иван Михайлович. – Очнулся в санчасти, сказали, что трое суток прошло. Ничего не видел. От отчаяния плакал, но врачи обнадёживали: подожди, парень, может, зрение восстановится. И на тринадцатый день увидел свет поднесённой лампы. Друзья рассказали, что меня контузило и засыпало землёй, но они не оставили на поле боя, вынесли. На лечение отправили в город Ульяновск. С двумя осколками после ранения живу до сих пор.
Дело шло к выписке, из Саратова приехали представители офицерского танкового училища, набирали на учёбу, так Иван стал танкистом. Готовились к сдаче последних экзаменов, когда объявили об окончании войны.
Иван Буровцев остался дальше служить инструктором-водителем. У его танка вместо башни и пушки был кузов на 20 тонн. На этой машине-«хозяйке» он возил картофель, овощи, дрова, необходимые для училища. И только в мае 1950 года закончилась его военная служба. О ней напоминают орден Оте-чественной войны второй степени, медали «За отвагу», «За победу над Германией».
Вернулся Иван в Бердюжский район. Здесь в райкоме комсомола встал на учёт, был назначен заведующим хлебопекарней. В колхозе, где он работал, был свой радиоузел. И Иван Михайлович внедрил новшество: по утрам давал наряды рабочим по радио, а кто проштрафился – получал критику на всё село. Сочиняли частушки про нерадивых, писали «Боевые листки».
Потом Буровцев работал управляющим фермой, затем стал председателем сельсовета.
В 1970 году переехали с семьёй на родину жены, в село Ражево Голышмановского района. Начал работать заместителем председателя Ражевского совхозрабкоопа по торговле, отвечал за обеспечение ассортимента товаров в магазинах всей южной части района. Потом возглавил Голышмановский ремонтно-строительный участок бытового обслуживания. Предприятие активно участвовало в программе строительства жилья в районе. Бригады вели заготовку леса, строили дома по заявкам населения и для своих рабочих, вели ремонт жилья и социальных объектов, изготавливали мебель, которая пользовалась большим спросом. Портреты лучших рабочих заносились на районную доску почёта. В 1985 году Иван Михайлович ушёл на заслуженный отдых, получив звание «Ветерана труда».
Несмотря на свой возраст, он и сейчас в строю, в работе. С 2007 года – председатель клуба «Ветеран». Иван Михайлович постоянно участвует в днях допризывника, в ежегодной патриотической игре «Зарница», в мероприятиях, которые проходят в районном музее, в школах на уроках мужества. С Иваном Михайловичем легко работать, общаться, он зажигает каждого своим задором, жизнелюбием, является инициатором проводимых мероприятий, учит ответственности. Хочется от всей души пожелать ему доброго здоровья, оставаться таким ещё долгие годы.
Фото Алексея БОДРОВА и из личного архива.