– А слабо сделать подводную лодку?
Неожиданное начало разговора: я несколько растерялась. Пока «переваривала» вопрос, в голове мелькали картинки виденных по телевизору подводных лодок. Мой собеседник тем временем, довольный произведенным эффектом, продолжил:
– Продумал и сделал её за три дня. Ведь надо, чтобы она погружалась под воду, всплывала и подавала сигнал, если всплыть не может. Представляете, какое это должно быть сооружение?
Честно скажу, не представляла. А Геннадий Витальевич Тубалев, земляновский изобретатель, уже демонстрировал мне деревянную лодку, длиной около тридцати сантиметров. Моторчик, работающий от батареек, вертит лопасти, с помощью которых лодка опускается под воду. На носу лодки с помощью пружины замкнут контакт. Как только лодка упирается носом в дно, контакт размыкается, мотор отключается, лодка, так как деревянная, всплывает. Если она запуталась, то из закрытого отсека показывается поплавок, который до этого удерживала обычная таблетка. Она в воде растворяется и — поплавок на поверхности, сигнал подан. Кажется, детская игрушка, а с каким энтузиазмом, как увлеченно о ней рассказывал! В этом — весь Геннадий.
– Это всё от лени, – шутит он сам. – Мне работать не хочется, вот я и придумываю, как без хлопот и забот что-то сделать. Например, неохота картошку вручную садить. Модернизировал заводскую картофелесажалку, теперь она картошку равномерно садит на любой скорости. Сделал опрыскиватель. Лень – двигатель прогресса.
На работе не раз смекалистость выручала Геннадия. По профессии он – бурильщик нефтяных скважин. В молодости работал по специальности, потом устроился в агропедколледж, затем – в дорожный отдел. Был трактористом, директором клуба, кружком «Умелые руки» руководил. Сейчас работает в «Сибгазсервисе».
В семье Тубалевых росли четверо сыновей и две дочери. Игрушки, сделанные отцом, всё еще можно найти среди старых вещей. Больше всего оружия: маузеры, автоматы, гранатомёты, даже танки.
Стараниями Геннадия и его сыновей в поселковом горсаду уже несколько лет кряду к новогоднему празднику вырастают ледяные скульптуры. А недавно на удивление голышмановцам на одной из улиц появились медведи. Фигуры косолапых – первая такая работа Геннадия, раньше он объёмные фигуры из дерева не вырезал.
– Подготовка – девяносто процентов всей работы. Я делал медведицу четыре дня, медвежат– два, а ходил вокруг них полтора месяца: то не знаю, как начать, то душа не лежит. Не мог найти объёмную фигуру медведя, чтоб наглядно посмотреть.
Прежде чем приступить к работе со снегом и деревом, Геннадий сначала находит картинки из интернета. Какие-то детали дорисовывает сам, потом лепит макет из оконной замазки. Её преимущество перед пластилином в том, что она не так легко размягчается, форму лучше сохраняет. Потом мастер приступает к изготовлению фигуры. Из инструментов использует только бензопилу. Последние работы Геннадия – лиса, заяц, кабанчик и лось. Особенно впечатлил кабанчик – выглядит совсем как настоящий: чувствуется, что с таким шутки плохи. Скоро эти фигуры перекочуют во двор дома старшего сына на радость трём его детишкам. Здесь уже стоит карусель, сделанная из колеса комбайна, теремок из старого буфета, песочница, зимние детские сани в виде паровозика.
На душе теплеет, когда загораются интересом глаза внуков, и они часами возятся с поделками. И снова появляется стремление сделать каждый день интересней, уйти от обыденности. В каждой вещице, которую сторонний человек посчитает не более чем мусором, Геннадий видит новое изобретение. Идей у мастера с избытком.
Фото Алексея БОДРОВА