Пчеловодство считают одной из перспективных отраслей сельского хозяйства, однако до сих пор и люди, и насекомые живут исключительно по заведённым природой законам и не подвластны чиновникам. С каждым годом интерес к пчёлам у жителей района только возрастает.
«Самое большое поголовье»
Как в шутку сказал на одном из совещаний по АПК глава Карачинского сельского поселения А.Т. Матренинских, если считать пчёл, то именно у них самое большое поголовье. Чугайновы, Сумины, Кузнецовы, Шишкины, Макушины - территория славится пчеловодами.
Можно долго спорить, чей мёд вкуснее и ароматнее, одно бесспорно: районная столица пчелиного царства именно здесь. Особое место в нём занимает Блинникова. По подсчётам пчеловодов, в Карачино 82 семьи, а в этой маленькой деревушке - 84.
К сожалению, мы не часто бываем на пасеках и знакомимся с особенностями жизни их обитателей. Но на этот раз нам посчастливилось побывать на «мегаферме» блинниковских пчеловодов.
Пчеловод со стажем
Три десятка лет назад приехал в эти края чуваш Юрий Григорьевич Сорокин. Сначала облюбовал Карачино, а потом навсегда поселился в живописной Блинниковой. Почти половину этого срока он занимается пчёлами.
- Много лет работал на пасеке, принадлежавшей Горгазу. Потом от этого непрофильного производства предприятие решило избавиться. Четыре года помогал известному пчеловоду Леониду Ивановичу Львову. Набрался опыта. А лет пять назад решил обзавестись своими пчёлами: купил в Карачино две семьи, теперь их у меня десять. Дело прибыльное, - считает Юрий Григорьевич. - Хотя, конечно, хлопотное. Тем не менее самим мёда хватает и на продажу. Как потопаешь, так полопаешь.
Это только поначалу, по мнению собеседника, дело затратное, но со временем оно себя окупит. Например, за пять килограммов вощины надо заплатить две с половиной тысячи рублей. А потом выбракованный с рамок воск перетапливают. Теперь этим занимается Л.И. Львов, который купил необходимое оборудование. Услуга недорогая - 60 рублей за килограмм.
Как и в любом другом деле, в пчеловодстве свои тонкости и особенности, совершенно непонятные нам, простым обывателям.
А что же самое главное в этом деле? пожалуй, на первом месте, по словам Юрия Григорьевича, погода.
-
На второй год, как купил пчёл, погода была хорошая, да и липа мёд давала. Тогда с одного улья полторы фляги накачал, - вспоминает пчеловод. - А нынешняя весна какая была? Холод, сырость. Пчёлы долго не могли вылететь. Да и сейчас дожди мешают им нормально работать. На пасеке установили весы, и я каждый день отмечаю, сколько мёда принесли пчёлы за день. Один-два килограмма, максимум два с половиной, а в лучшее вре- мя бывало по пять-шесть. Дождь начинается, пчёлы сразу в улей возвращаются. То, что принесли, подъедают - молодняк-то кормить надо.
Ещё один наиважнейший фактор - наличие медоносных растений в округе. Их здесь вдосталь. Может быть, поэтому Карачинское сельское поселение - рай для пчеловодов.
-
Цветёт липа, кипрей, иван-чай, возле фермы росла, но сейчас скосили, люцерна, - перечисляет Юрий Григорьевич. - Да и по разнотравью пчёлы летают.
Это только кажется, что работа насекомых-тружеников идёт сама по себе, без участия человека. А на деле, если не заниматься всем этим хозяйством, не заглядывать в улей, пчёлы перероятся и пусто будет.
Как оказалось, приехали мы в Блинникову в удачное время и можно было побывать непосредственно на пасеке, не будучи покусанными - сейчас главный взяток (пора медосбора), потому пчёлы не агрессивны.
Видя, что мы собираемся на пасеку, супруга Юрия Григорьевича предупредила, что пчёлы не любят, когда от человека пахнет духами или каким-нибудь цветочным мылом. Как истинная жена пчеловода, она за долгие годы изучила повадки этих удивительных насекомых не хуже супруга.
И вот, преодолев каких-то несколько сотен метров, мы добрались до пасеки. Рядом с ней - покос местных фермеров. Здесь не так давно убрали козлятник. Когда он цвёл, пчёлы собирали с него сладкий нектар, можно сказать, не отлетая от дома.
Около ульев мы встретили коллегу Юрия Григорьевича по бизнесу Анатолия Станиславовича Маньковского. Он арендовал у лесхоза участок в 30 соток, где и разместил свои 18 семей. А чуть поодаль ещё 40 - хозяйство горожанина В.А. Ковалёва. За его пчёлами присматривает Юрий Григорьевич.
За ульями странное сооружение, как будто продолговатый вытянутый гриб из-под земли пробивается, а из него торчит труба - это мшаник. Можно сказать, зимняя квартира местных пчёл. Преодолеваем коридор-спуск и мы внутри. Сейчас там только пустые стеллажи, на которых зимой стояли ульи. А труба нужна для вентиляции.
Пока мы осматриваем хозяйство, Юрий Григорье- вич рассказывает о некоторых особенностях жизни пчёл. Даже зимой трудолюбивая ватага не спит. Для пропи-тания пчеловоды оставляют в ульях по двадцать-двадцать четыре килограмма мёда.
С приходом весны ульи выносят из мшаника и первым делом проводят обработку - за здоровьем тружеников надо следить. А лекарства от аскосфероза, варроатоза, клещей, витамины и всё необходимое для работы пчеловоды выписывают в ЗАО «Агробиопром» в Москве.
Потом пчёлам готовят питательный сахарный сироп. Как объясняет Ю.Г. Сорокин, чтобы матки лучше сеяли яйца. Зимние ульи не годятся для дальнейшего проживания - там могут быть плесень, умершие насекомые. Поэтому семьи пересаживают в чистые, специально приготовленные. В них подставляют медовые рамки с новой вощиной. Постепенно пчёлы её вытянут и получатся соты, которые многие видели.
- От старых пчёл в сотах остаются куколки. Поэтому, если поставить старые рамки, то пчела измельчает, - поясняет Юрий Григорьевич.
Местные ульи 16-тирамочные. Постепенно, по мере необходимости, подставляют ещё и магазины - те же рамки, но меньших размеров.
У того, кто первый раз на пасеке вопросов, как у пятилетнего ребёнка.
-
Почему у них такое странное название «магазины»?
-
В них хранится товарный мёд, - коротко поясняет пчеловод.
А почему ульи разной высоты? невысокие, как выяснилось, - жилище новых семей. Чтобы их создать, старые делят пополам, и через год будет две полноценные семьи с молодыми матками. Молодые семьи, по мнению Юрия Григорьевича, работают лучше.
Что же сейчас происходит в ульях? Так хотелось заглянуть в святая святых, но после того, как одна заблудшая пчела заплутала в моих волосах, желание сразу пропало. Да и пчеловоды говорят, если расшевелить улей, цикл нарушится.
Кажется, на пасеке полный покой. Даже труженики-пчёлы как-то незаметно улетают и прилетают.
-
Семьи работают по-разному: одна больше мёда собирает, другая меньше. Пчелиный конвейер: одни погибают, их место занимают другие. Век пчёл недолог – месяц медосбора, и крылья изнашиваются, - рассказывает Ю.Г. Сорокин.
-
Матка выходит через 16 дней, пчела - через 22. Если бы они не погибали, ох, сколько бы их было!
-
А сколько же пчёл живёт в улье?
-
В килограмме примерно 10 тысяч, а когда рой выходит, то бывает по три-четыре килограмма.
А вот и таблица, начерченная на стене хозпостройки. В неё Юрий Григорьевич каждый день мелом заносит данные – медовая статистика.
Удивительное чудо
После экскурсии по пасеке В.А. Ковалёва возвращаемся к нашему новому знакомому А.С. Маньковскому. Сколько лет он работает с пчёлами, но не перестаёт удивляться, какое удивительное чудо создала природа.
-
Восхищаюсь тем, что делают пчёлы, постоянно учусь у них. Те, у кого нет аллергии, вполне могут заниматься пчёлами. И финансовая помощь неплохая. К пенсии в 11 тысяч рублей ещё девять-десять тысяч при-работок, - говорит Анатолий Станиславович.
Он считает себя любителем и теоретиком, а своего коллегу Юрия Григорьевича практиком, работающим грамотно и хорошо.
-
Почему же в Карачинском сельском поселении так много пчеловодов? - интересуюсь у собеседников.
-
Здесь живут мудрые люди, - считает Анатолий Станиславович.
Он может часами рассказывать о пчёлах, их особенностях, укладе жизни в улье. Оказывается, пчёлы - чистюли. Улетая за мёдом, каждая прихватывает с собой из улья какой-нибудь мусор, уносят и умерших собратьев. Улей устанавливают с небольшим уклоном в сторону выхода, чтобы пчёлам было удобнее проводить уборку.
Прилетая в улей, пчёлы на лапках приносят пыльцу, потом её утрамбовывают - так образуются комочки разноцветной пыльцы, которая, как и всё собранное этими удивительными насекомыми, пользуется спросом. Этот продукт называют пчелиным хлебом.
О прополисе все, безусловно, слышали. Его используют при зубной боли – пробочку настоянного на водке налил, ополоснул больной зуб – и всё нормально. Применяют и при простуде. Вытяжку используют для лечения больных суставов.
А как его используют сами пчёлы? Оказывается, прополисом они замазывают все щели в улье, чтобы сделать своё жилище герметичным. Если в пчелиный дом залетела оса, то её убивают и бальзамируют прополисом – дезинфицируют так сказать.
Мёд мёду рознь
Дожди – это плохо. В ненастье пчёлы сидят в ульях и подъедают собранный ранее мёд. Да, они тоже кушать хотят. Средняя пчелиная семья за год съедает от 80 до 120 килограммов мёда. Только за счёт него они получают энергию, особенно в период медосбора.
- Сами едят, но и пчеловоду за его труды дают, если он им правильно помогает. Пчёлы уже начали запечатывать соты. Приезжайте числа после 14-го, - пригласил нас Анатолий Станиславович. - Будем мёд качать.
Мёд тут знатный, не такой, как везде. Изюминка, по мнению пчеловода, в черничнике, которого в округе очень много, доннике, иван-чае. До липняка, по прикидке Ю.Г. Сорокина, километра три.
Порой мы покупаем мёд и совершенно не можем оценить его качество. Да и в народе всякие басни ходят. Вроде, если мёд засахарился, значит, сиропом пчёл кормили.
-
Слово «засахаривается» не люблю, как будто ты, действительно, безобразничаешь, чтобы увеличить объём, - говорит А.С. Маньковский. - Мы этим не занимаемся. Я считаю, если много фруктозы, мёд не кристаллизуется. Мы даже с коллегами по этому поводу спорили. Качество мёда зависит от медоносов. Такой, как донниковый, может быть всю зиму жидким. Зависит и от условий хранения. Если хранить правильно, он не будет кристаллизоваться.
Уяснили мы и то, что зрелый мёд, кристаллизовался он или нет, свои свойства не меняет.
Ю.Г. Сорокин учит нас:
-
Если с ложки мёд непрерывно течёт, как ручеёк, до конца – хороший мёд.
-
Да не обидятся коллеги, в Блинниковой мёд экологичнее, - говорит А.С. Маньковский.
Потому-то и с реализацией проблем нет – клиенты постоянные из города приезжают.
Не раз приходилось отведывать карачинского мёда. Хорош! Теперь непременно и блинниковский попробуем. Тогда и сравним, чей мёд вкуснее.
Пожелаем на последок пчёлам хорошей погоды, а их хозяевам отличного урожая мёда.
Елена ЛИМОРЕНКО, фото Тимура КАРЫМОВА