У каждого в жизни своя дорога. Причём дорога – не всегда метафора. Сколько тысяч километров проехал за 47 лет своего «шофёрства» профессиональный водитель Александр Глазунов, он не знает. 6 августа Александру Макаровичу исполнится 76, но он и сегодня за рулём. Вот только на ишимские магистрали смотрит уже не из кабины большегрузного ЗИЛа, а из удобного салона личного авто – вазовской «семёрки».
Родился Александр Глазунов за несколько лет до начала войны – в 1937 году в селе Челноково Абатского района. Учился в обычной средней школе, но, когда в шестом классе его не приняли в комсомол (из-за того, что отец Александра был репрессирован), из школы ушёл. Вернулся к учёбе лишь после смерти И.В. Сталина, когда отношение к его и другим семьям с похожей судьбой стало помягче. А в 1956-м А. Глазунов был призван в ряды советской армии, три года прослужил в морской авиации. После службы остался в Приморье, трудился разнорабочим в шахте. На Дальнем Востоке встретил он и свою будущую супругу Антонину, в г. Находке получил паспорт и женился. А потом Александр Макарович решил вернуться в родные края. Сначала устроился водителем в абатский потребсоюз, потом переехал в Ишим, где принёс свою трудовую книжку в автоколонну-1319.
– В те годы автоколонна была огромным предприятием, в её парке насчитывалось свыше 400 машин. Действовало пять отрядов – по 70-80 автомобилей в каждом, – вспоминает Александр Макарович. – На своём ЗИЛе исколесил полстраны; возил грузы в Челябинск, Свердловск, Уфу, Москву, Уренгой, Междуреченск… Перевозили всё подряд: уголь для котельных, щебень для строительства дорог (мы участвовали в строительстве трасс на Казанку, Бердюжье, Сорокино), зерно… Уборочная для нас всегда была самая горячая пора…
Как рассказывает Александр Глазунов, вставали тогда рано утром (в семь утра его машина, уже полностью готовая к работе, выезжала из гаража), а трудились допоздна. Когда же отправлялись в дальние рейсы, дома не появлялись месяцами.
– Это сейчас везде хорошие трассы, асфальт, а в те годы даже до Тюмени была грунтовка. Вот и ехали не 3-4 часа, как сейчас, а всю ночь, чтобы к утру доставить груз заказчику, – продолжает Александр Глазунов. – Однажды ливень и непогода застали нас в Свердловской области, тогда 70 гружёных машин простояли в Тугалымском бору несколько суток: дорогу размыло настолько сильно, что тронуться не было никакой возможности. Пришлось ждать, пока прекратятся дожди, – пили дождевую воду, имевшиеся припасы разделили по-братски с другими водителями…
Что такое взаимовыручка, Александр Макарович знает не понаслышке. В пути всякое бывало – и колесо может спустить, и двигатель заглохнуть в лютый мороз. А потому А. Глазунов всегда старался протянуть руку помощи тем, кто в этом нуждался. Ведь нередко и его самого выручали незнакомые люди.
В автоколонне-1319 Александр Глазунов проработал 39 лет. Работал бы и дальше, но после перестройки многие предприятия, в том числе и транспортные, переживали не лучшие времена. Последние пять лет перед пенсией Александр Макарович трудился на ишимской нефтебазе, но и там он работал шофёром.
А.М. Глазунов – ветеран труда, ударник IX и X пятилеток, обладатель медали за трудовые отличия и Ордена Трудовой Славы III степени. Правда, пиджак с заслуженными наградами надевает неохотно, только чтобы сфотографироваться. Сейчас Александр Макарович на заслуженном отдыхе. Зимой он больше читает и смотрит телевизор, а почти всё лето проводит на любимой даче, где выращивает овощи, фрукты и ягоды.
Год назад не стало супруги А.М. Глазунова Антонины Ивановны, с которой они прожили душа в душу 53 года. Но близкие люди всегда рядом с ним – Александр Макарович воспитал двоих сыновей Андрея и Владимира, подрастают и трое внучат. Дети, правда, не пошли по стопам отца: Владимир – оператор газовой котельной, Андрей – главный телеоператор в телерадиокомпании «Югра». Но Александр Глазунов даже рад этому и гордится своей семьёй. «Путь шофёра всегда нелёгкий», – говорит он.