С того момента, как ишимские льготники получили право бесплатного проезда не только в автобусах, но и в маршрутных такси, жалобы на водителей маршруток и индивидуальных предпринимателей поступают в различные инстанции практически ежедневно. В чём причина подобных проблем, разбирались на днях в администрации города.
Рабочее совещание с индивидуальными предпринимателями и руководителями организаций, осуществляющих перевозки, в Ишиме проходит не впервые. Особенность нынешнего в том, что обе стороны конфликта – и пассажиры, и перевозчики – смогли высказать друг другу накопившиеся претензии и попытались совместно решить особо острые вопросы.
Главное, в чём упрекают перевозчиков ветераны, – неуважительное отношение к старшему поколению:
– Руководство города многое делает для ветеранов труда и Великой Отечественной войны и просто пенсионеров, – подчеркнул председатель городского совета ветеранов Николай Долгушин. – Среди водителей немало отзывчивых людей: они положительно реагируют на просьбы пожилых людей, могут что-то объяснить или подсказать. Но есть и те, кто проезжает остановки, грубит, отказывается сажать в маршрутку.
По словам Николая Дмитриевича, пенсионеры начиная с марта регулярно выходят в рейды и отслеживают ситуацию с обслуживанием определённых категорий населения. Выявив нарушения, грубое отношение к клиентам, активисты обращаются к руководителю транспортной фирмы – нередко удаётся найти взаимопонимание, а водители после разговора по душам признают свои ошибки. Причём, как выяснили сами льготники, есть предприниматели, у которых в данной сфере всё хорошо. В частности, особо доброжелательными и вежливыми называют пожилые горожане водителей «семёрок» и «единичек», ИП Брютова, Цехмистера и городского ПАТП.
Контролируют качество обслуживания и сами перевозчики. Так, один из предпринимателей свои «ГАЗели» оборудовал видеорегистраторами и при помощи них смог установить, что многие из жалоб граждан необоснованны. Если же вина водителя подтверждается, меры к нему принимаются достаточно суровые – от перевода на менее оплачиваемую работу до увольнения.
О том, какой ценой достаётся хлеб самим водителям маршруток, знают, пожалуй, лишь те, кто сам когда-то сидел за баранкой общественного транспорта. Пассажиры тоже встречаются разные (как рассказал присутствовавший на совещании водитель, бывает, что и бабушка оттолкнёт молодую маму с ребёнком, спеша к маршрутке). Особо сложные отношения «водитель-пассажир» складываются на тех направлениях, которые пролегают через остановку «Областная больница» или где конечной остановкой является садоводческое общество. Здесь возникает дилемма: везти полный салон льготников либо посадить тех, кто спешит на работу или в школу и заведомо оплатит билет. Как уверяют шофёры таких маршруток, количество перевозимых ими льготников нередко превышает установленный лимит. Исправить ситуацию в этом плане помогли бы валидаторы – специальные приборы, фиксирующие количество льготных пассажиров, но тогда льготникам нужно будет выдать специальные карты (в Ялуторовске, Заводоуковске, Тобольске, кстати, подобная схема уже работает).
Нужны ли такие приборы ишимским маршруткам – покажет время, ясно одно – культуру обслуживания и культуру поведения на дорогах, безусловно, нужно повышать.
– Администрация делает всё, что от неё зависит, и мы готовы к постоянному диалогу с вами, но перевозки должны осуществляться на более качественном уровне, чтобы люди перестали жаловаться на многочисленные нарушения, – обратился к перевозчикам в конце встречи первый заместитель главы города Алексей Веренчук. – Ваш бизнес – в ваших руках, поэтому настоятельно рекомендую вам в кратчайшие сроки навести порядок в данной сфере.
Юлия Кроо.
Фото Василия Баранова.