Медиакарта
19:19 | 7 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Преодолеть себя

Преодолеть себя
16:37 | 07 августа 2013

Прошло последнее в летний период заседание комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Председатель комиссии В.Б. Белоусов, ответственный секретарь Л.А. Прокопьева и пятнадцать её членов ушли в короткий отпуск. Ушли с чувством выполненного долга, никто из них не был равнодушен к судьбе приглашённых на комиссию детей. За что детей вместе с родителями приглашают на комиссию? За неблаговидные поступки, которые они совершают: был в состоянии алкогольного опьянения, совершил кражу, ушёл из дома, пропускает уроки, находился в общественном месте без сопровождения родителей после 22 часов. Как правило, у таких детей не сформирован духовно-нравственный стержень. Члены комиссии ищут ободряющие слова, пытаются переубедить провинившегося, помочь советом стать на правильный путь.

Мои многолетние наблюдения показывают, что отрицательные особенности ребёнка представляют собой ошибки в нравственном сознании, проявление таких качеств, как лень, невоспитанность, корыстолюбие, неуважение к общественному порядку, неумение разобраться в себе, отсутствие способностей к самостоятельному совершенствованию духовных сил и возможностей.

«Мне нечего исправлять!» – часто в запальчивости говорит подросток. И за этой фразой стоит полное отсутствие знаний о себе, нежелание изменить себя. Недисциплинированность, нарушение установленных правил становятся для него нормой.

Лето. Дети отдыхают. Родители имеют возможность больше времени проводить с ними. Подходящее время, чтобы задаться вопросом: каков мой ребёнок? Добрый, справедливый, бескорыстный, трудолюбивый, любит родителей, понимает друзей или ворчливый, злой, обидчивый, вредный, не любит свой дом. Постарайтесь научить ребёнка понимать себя, оформлять свой внутренний мир. Осознавать, зачем он это делает, в чём смысл его действий. Дружеским словом направляйте детей к самоисправлению и самовоспитанию.

Источников появления отрицательной направленности несколько: семья, окружение и информация, идущая из интернета и СМИ. Там, где в семье не замечают плохого поведения детей либо остаются безразличными и не пытаются нейтрализовать негатив, возникают дополнительные нравственные изъяны. Хорошо помогает в воспитании детей художественная литература, рекомендуемая школьникам для чтения в летние каникулы. Так, будущий шестиклассник должен прочесть книги С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука», Л.И. Толстого «Отрочество», Н. Некрасова «Школьник» и другие. Главные герои этих книг умеют понимать себя, сопоставлять внутренний мир и манеру поведения, понимают внешний мир, любят родителей, ощущают себя в мире.

Родители должны знать окружение детей. В условиях нездорового общения у подростка укрепляются отрицательные черты личности. И на комиссии дети говорят: «Не хотел отставать от товарищей», «не хотел выглядеть маленьким», «а что в этом особенного?», то есть поддерживают свой престиж среди сверстников, не включают самооценку, ищут самооправдания. Не понимает ребёнок, что его проступок – это порок, а с ним нужно бороться. Фраза «Мне нечего исправлять» является нравственным самообманом, закрепляет отрицательное отношение к критике, сводит к минимуму желание исправиться. В обществе ощущается недостаток милосердия, сочувствия, взаимопонимания – их нехватку должна компенсировать семья. Детский сад, школа занимаются формированием духовно-нравственного стержня, закладывают в душу ребёнка потребность быть человечным. Делайте это в семье. Оберегайте ребёнка от интернета (он порой на нет сводит все ваши усилия), рассуждайте с ребёнком. Научите его поведенческим умениям и навыкам, а потом контролируйте их применение. Пусть ребёнок учится преодолевать себя, формировать в себе полезные навыки. Пусть он не знает о существовании комиссии по делам несовершеннолетних и живёт счастливо.

Роза Загнеева, заслуженный учитель РФ, представитель Общественного совета при главе города.