Люди говорят: сколько отпущено, столько и проживешь. Но подольше пожить все же мечтает чуть ли не каждый человек на земле. Не многим это удается или, иначе сказать, не многим это дается. А дожить до девяноста и не постареть душой – это, можно сказать, божий дар.
Чем больше мне доводится общаться с долгожителями, тем больше я убеждаюсь, что почти все они на душевном подъеме живут. Наверное, в этом тайна долгожительства.
Последняя из «стареньких» людей с певучим именем Крестинья, с кем я разговаривала накануне выпуска номера, живет в селе Шишкина.
Родилась Крестинья Александровна Просвиркина пятого августа 1923 года в деревне Сопляково. Ее родители вместе со своими детьми, коих было семеро ( три сына и четыре дочери, в числе которых Крестинья была самой младшей), жили в деревне Михеевка, что находилась недалеко от Сопляково. Сейчас в той деревне, как говорит бабушка, уже никто не живет, заброшенная она.
В военные годы Крестинья много работала. Была помощницей комбайнера, вязала снопы, дергала осот, помогала всюду, где нужна была ее помощь. После окончания войны она также упорно трудилась в лесном хозяйстве: бригадиром на раскорчевках, корчевала лес, занималась его обработкой. Ко всему прочему, в сезон еще и на сборе шишки работала.
В 1949 году у Крестиньи родился сын, Александр, который, уже будучи взрослым мужчиной, в 1973 году перевез свою маму и бабушку из «умирающей» Михеевки в село Шишкина, где он и сам проживал с женой и ребенком.
В настоящее время в мир иной ушли три ее брата и сестра. О себе же говорит: «А я не умерла еще». Ну так уж водится: кто-то уходит, кто-то приходит. Вот и в семье у бабушки появились люди нового поколения. А это ее внук и четверо правнуков.
Сейчас Крестинья Александровна живет в одном дворе со своим сыном и снохой, Анной Ивановной. Имеет свой уголок – домик, где проводит много времени, смотря телевизор и принимая гостей. Помогает по хозяйству: травы барашкам нарвет, дров поднесет… Сын, Саша, засидеться бабушке не позволяет – попросит ее сделать самую малость: и бабушке не скучно, и подмога какая- никакая. Но за словцом, однако, «в карман не полезет». На фразу, не понравившуюся ей, отвечает: «Еще посмотрим, какой ты старый будешь!»
Есть, конечно, и недуги, возраст все-таки… Здесь сын и сноха всегда начеку. Заботятся о бабушке. Покормить, помыть, одеть и полечить в нездоровье – все на них. Кстати, сама бабушка Крестинья говорит, что не помнит, чтоб когда-нибудь болела в своей долгой жизни. К тому же, несмотря на тяжкий труд, Крестинья Александровна всегда была жизнерадостной певуньей и плясуньей. До сих пор поет частушки и песни разные. Выходя со двора, где уже восемь лет живет долгожительница со своими родными, мы слышали, как доносится из ее домика разливистый напев незнакомой нам, наверное, старинной, песни.
И что ей девяносто, если душа поет!
Лана Светлая
Фото из архива и автора