Медиакарта
11:06 | 29 марта 2024
Портал СМИ Тюменской области

Свет во тьме светит

Свет во тьме светит
08:12 | 12 августа 2013
Источник: Наша жизнь

I Спас

14 августа празднуется сразу несколько событий. Во-первых, это день, когда выносится для поклонения Святой Крест. В греческом часослове 1897 года объясняется происхождение праздника: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился обычай в Константинополе износить Древо Креста на дороги, улицы для освящения мест и отвращения болезней, и предлагали его потом народу для поклонения». Во-вторых, в Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 14 августа 988 г. В этот же день в церквях совершается малое освящение воды до или после литургии. Вместе с освящением воды совершается освящение мёда, поэтому это Медовый Спас, I Спас, Спас на воде. С этого дня благословляется вкушение мёда нового сбора. «В церкви не бывает ничего случайного. Мёд – это символ небесной сладости, символ благодати Божией, и потому праздник освящения мёда созвучен с событием Крещения Руси, ибо святой Владимир, крестив народ, открыл для него духовный, истинный мёд, дал ему вкусить сладость вечной жизни», – говорит священник Иоанн (Павлов).

II Спас

19 августа – Преображение Господне. «Бог, – сказано в послании, – есть свет, и нет в Нём никакой тьмы» (I Иоанн 1,5). И этот свет «просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Иоанн 1,9). И в знании, и в принятии этого света как жизни и жизни как света – смысл всего нашего бытия. Но в мире мы ощущаем наличие тьмы, и сама жизнь, сам мир наш иногда кажутся нам торжеством и царством тьмы: зло, насилие, страх, страдания, – вот такая очевидная судьба мира и человеческой жизни. А на горизонте – смерть, разлука, ужас тления. И как сущность христианской веры, что начинается она с торжественных, с самого неба падающих слов: «Свет во тьме светит, и тьме его не объять» (Иоанн 1,5). Читающие Евангелие знают, что Евангелие от Иоанна начинается этими словами, их мы слышим в пасхальную ночь, находясь в храме, и этими словами живёт как своим питающим источником вера. Свет этот – Христос.

Незадолго до своих страданий Иисус Христос взял трёх учеников: Петра, Иакова и Иоанна, и с ними взошёл на высокую гору помолиться (по древнему церковному преданию это была гора Фавор). Пока Спаситель молился, ученики от утомления заснули. Когда же проснулись, то увидели, что Иисус Христос преобразился: лицо Его просияло, как солнце, а одежды стали белыми, как снег, и блистающими, как свет. В это же время явились к нему во славе небесной два пророка – Моисей и Илия – и беседовали с Ним. Необычайная радость наполнила при этом сердца учеников. Вдруг светлое облако осенило их, и они услышали из облака голос Бога-Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Моё благоволение. Его слушайте!» Ученики встали и увидели Иисуса в обыкновенном виде. Он им сказал, чтобы об этом увиденном никому не рассказывали, пока Он не воскреснет из мёртвых. В этот день, то есть 19 августа, Святая Церковь установила празднование славного Преображения Господня. В день Преображения освящаются виноград и яблоки.

В-третьих, с 14 августа начинается Успенский пост. Он посвящён подготовке к празднику Успения Пресвятой Богородицы и продолжается до 28 августа. Этим постом Церковь призывает нас к подражанию Божией Матери, которая перед переселением своим на небо непрестанно пребывала в посте и молитве. И после своего успения так же, как и её Сын Иисус Христос, была вознесена на небо.

28 августа – Успение Пресвятой Богородицы. Промыслом Божиим апостол Фома не присутствовал при погребении Матери Господней. Придя в Гефсиманию, где Она была погребена, с горькими слезами стоял перед Её усыпальницей. И апостолы решили открыть пещеру, чтобы он мог поклониться святым останкам Приснодевы. Но, открыв гроб, они нашли только погребальные пелены и поняли о дивном вознесении Пресвятой Девы с телом на Небо. А вечером, когда апостолы собрались для трапезы, им явилась Сама Матерь Божия и сказала: «Радуйтесь! Я с вами во все дни». Возрадовавшись, они подняли часть хлеба, поставленного на трапезу в память Спасителя, и воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам!» III Спас (Спас на холсте).

Во времена проповеди Спасителя в г. Едессе (Греция) правил Авгарь. Его поразила проказа. Слух о великих чудесах, творимых Иисусом Христом, дошёл до Авгаря. Авгарь уверовал в Сына Божия и просил прийти и исцелить его. Это письмо принёс Иисусу придворный живописец Авгаря. Он увидел Господа, окружённого толпой народа, толпой настолько плотной, что он не мог подойти. И тогда Спаситель подозвал его к себе, выслушал просьбу и велел принести воду и убрус (полотенце). Затем он умылся и приложил к лицу убрус, и лик Иисуса отпечатался на этом полотенце. Посланец принёс это полотенце Авгарю, который с радостью принял это послание Христа, и, приложившись к нему, исцелился, а на полотенце написал: «Христе Боже, всякий, уповая на тебя, не постыдится». В 630 году Едессой завладели арабы. Византийский государь Константин в 944 году выкупил святой убрус у эмира, и 16 (29) августа Спас на холсте был доставлен в город Константинополь.

Судьба святыни после падения Византии неизвестна. На Руси создано множество икон-списков (копий) со Спаса на убрусе. Нерукотворному образу поклонялись и поклоняются сейчас, потому что от этой иконы происходят исцеления.

Автор: В. БУЛЬБА, прихожанка храма Святителя Николая Чудотворца в с.Казанском