Медиакарта
9:18 | 26 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Любимый город: за этажом – этаж

Любимый город: за этажом – этаж
10:57 | 12 августа 2013
Источник:

Накануне профессионального праздника Главное управление строительства Тюменской области организовало пресс-тур. Журналисты побывали на ряде объектов в северной части, на юге и западе Тюмени.

Во-первых, у нас сложилось впечатление, что город представляет собой бескрайнюю строительную площадку с огромным фронтом работ. Во-вторых, мы не увидели точечной застройки. Она везде и всюду комплексная. Жилой дом, рядом или под землей – автопарковка. Причем мест стоянки больше, чем квартир: благосостояние населения выросло, и в семье часто несколько машин.

Вот два 16-этажных дома соединены детским садом. Удобно? Несомненно. Помню, как возил своих детей на двух автобусах в детсад на другом конце города. И сейчас наблюдается некоторая напряженка с дошкольными учреждениями, но вот решается же проблема! Скорее всего, садики будут частными. Как правило, в жилом квартале непременно имеется средняя школа.

Наряду с жильем элитным возводится немало домов эконом-класса – не так дорого, но вполне уютно. Записал себе в блокнот адресок: улица Мелиораторов, 48, корпус 1. На первый взгляд, ничем не примечательное здание: пандус высокий, на который ведет крутая лестница. Хотя всего 10 ступенек, но инвалиду не взобраться, маме с авангардной детской коляской тоже предстоит испытать трудности. Нет, ничего не предстоит, потому что сбоку пристроен подъемник с «мощностью» 225 кило. Прямо с тротуара вкатился, кнопку нажал – и ты наверху.

Встречались нам квартиры с чистовой отделкой, равно как и без таковой. Без отделки, понятно, дешевле, но, сами понимаете, нервы дороже. Разница в ценах между вариантами от 500 до 1000 рублей за квадратный метр. Примерно такой схемы придерживается большинство строительных компаний.

Есть кварталы, где, скажем так, обилие солнца и воздуха. Например, «Новый мыс». На трех гектарах четыре 16-этажных и один 12-этажный дом. Авось целый микрорайон, засаженный зданиями по принципу «нос к носу». Зато жилье здесь самое дешевое.

В объектив моей камеры напрашивается новая дорога на будущей улице, по которой цугом следуют автокатки. На обочине замечаю парней с прибором на треноге. Чем, интересно, они занимаются?

– Мы строим город, – просто ответили помощник топографа Егор Леухин и главный специалист по геодезии компании «ТДСК» Никита Сергейчик.

Читатель, похоже, заметил: «вывески» фирм-застройщиков мы не упоминаем, чтобы в предпраздничный день не обидеть славный коллектив, случайно упустив кого-нибудь. Зато познакомились с директором некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация строителей Тюменской области» Александром Вазенмиллером. В «СРОСТО» входят 363 крупные фирмы с общей численностью 42000 человек. Две трети из этого штата – каменщики, плотники, штукатуры, маляры, слесари, монтажники, стекольщики, бетонщики, газорезчики, электросварщики. С наступающим праздником, вас!

– По объемам строительства Тюменская область занимает в России третье место, – доложил Александр Робертович, – уступаем лишь двум столицам – Москве и Питеру. В последнее время отличаются благоустройством не только Тюмень, но также Ишим, Тобольск, Ялуторовск, Заводо-уковск.

В качестве гида в пресс-туре выступил и начальник главка Сергей Шустов.

С большими трудовыми успехами к празднику подошли «мостовики». Они считаются гвардейцами отрасли, по-другому – «голубой кровью». В последнее время автор по служебным обязанностям почти ежедневно находится среди «гвардейцев». Имею в виду славные коллективы «Мостостроя-11» и «Мостостроя-12». Руководитель «одиннадцатого», заслуженный строитель России Николай Александрович Руссу, удостоен в нашем регионе звания «Человек года». Монтажники под его руководством нынче завершают возведение в областном центре многоуровневого путепровода на пересечении улиц Мельникайте и Ставропольской, моста через реку Аган в ХМАО, объектов на Скоростном диаметре в Санкт-Петербурге со стороны Финского залива. И еще более двух десятков мостов и мостовых переходов на Тюменском Севере.

Но нас больше интересуют конкретные исполнители. Вот прораб «Мостоотряда №36» Петр Дружинин. Сколько за ним погонных метров – такой существует в отрасли показатель?

– Метров? – переспрашивает Петр Иванович. – Давайте посчитаем количество «моих» мостов. Так, на трассе Уренгой–Ямбург 5 штук, в Викуловском районе 10 единиц, Угутский мост на Большом Югане, Сургутский мост.., который в Книге рекордов Гиннесса, Верхнеборовский, Московская развязка, развязка на трассе Ханты-Мансийск–Аэропорт…

Сбились мы со счета. Но пришли к единой мысли: жизнь мостостроителя исключительно кочевая. Первое место работы Петра Дружинина был завод «Улан-Удэсталь», поступил сюда инженером-конструктором. Здесь же в ту пору трудился Григорий Григорьевич Бондаренко, но начальником производственно-технического отдела. Потом жизнь их развела, но, возможно, еще встретятся. Дело в том, что Г.Бондаренко ныне – исполнительный директор завода «Тюменьстальмост». Этот завод поставляет металлоконструкции «Мостострою-11».

Только что завершили опорную стенку электросварщик Александр Лаврик, монтажники Виктор Валеев и Миршат Мамеев. Все трое представляют «МО-87» из Тобольска. Братья Кульмаметьевы – Рамиль и Рустам – тоже из «восемьдесят седьмого». Первый – плотник-бетонщик, второй – монтажник. Но братья заняты делами, далекими от мостостроения. По ходу дела надо в буквальном смысле слова стереть с лица земли магистральную теплотрассу. В настоящее время она проложена над землей. Экономично, но довольно уродливо. Когда магистраль «неслась» по окраине областного центра, мало кто на это обращал внимание. Теперь здесь далеко не окраина. Вот торговые центры европейского образца «Лента», «Метро», «Ашан», рынок «Михайловский». Ко всему прочему, шестая опора аккурат приходится на тепловую магистраль. И она уйдет под землю. Траншея большей частью уже готова. Необходимо подготовить фундамент под трубы, короба… Все это очень даже непростая инженерная задача.

«Мостострой-12» сооружает многоуровневую транспортную развязку по улице Монтажников – над Транссибирской магистралью. И опять-таки с участием «Мостостроя-11».

Раздаются команды:

– Вира! Майна! – и массивная конструкция укладывается на положенное по проекту место. То тут, то там вспыхивают голубоватые снопы электросварки. На монтаже заняты звенья под руководством Геннадия Петровича Пенчука, Андрея Ивановича Юхно, Ильнара Фархутдиновича Зинатова. Это на первом участке. На участке №18 под началом Романа Петровича Никифорова отличились бригада электросварщиков во главе с Владимиром Макаренко, бригадир Анатолий Клименко со своими монтажниками.

Фундаментное основание под одну из опор «ладят» буквально под окнами штаба стройки. Буровой станок на гусеничном ходу проходит скважину, в нее опускают обсадную трубу. Затем наступает очередь металлического каркаса. Осталось присоединить бетонолитную трубу – и матчасть готова к приему бетонной смеси.

В нескольких метрах друг от друга действует тандем: две буровые установки – SANY и KATO, два крана – Liebherr и Grove. Не от большой радости. Да, в тесноте и в обиде. В другом конце копнули землю и наткнулись на водовод. Переносом коммуникаций придется заняться самим же мостостроителям. Это мосто-строители Запада всегда приходят на исключительно «чистое» место, а у нас...

Щелчок кнопки – пластичная смесь устремляется в кубло. «Ящик» полон. Машинисту крана Liebherr Александру Притыко всего-то надо поднять емкость и точно направить в воронку. Конечно, тут без определенного опыта не обойтись. Правительство Тюменской области провело конкурс среди машинистов мостовых кранов. Представьте, на полу установлен на попа раскрытый коробок спичек. Требуется гаком – массивным крюком крана – задвинуть крышку коробка, не завалив его набок. Другой «фантик»: стандартное ведро, доверху наполненное водой, надо поднять за дужку в воздух, сделать в пространстве под крышей «восьмерку» и переставить в другой место, в центр обведенного мелом кольца размером в баскетбольное. И не дай Бог пролить хоть каплю!

Первые два места в конкурсе заняли машинисты холдинга «Мостострой-12». Виртуозы!

Пока говорили, скважина доверху заполнилась смесью. Подождем, пока она затвердеет, наберет прочность, и получится бетон класса B25 марки М350.

Немало объектов на счету бригадира Николая Залиского, например, мост через реку Кару, соединивший Ненецкий автономный округ и ЯНАО; транспортная развязка на пересечении улиц Рихарда Зорге и проспекта Победы – объект Универсиады в Казани.

Свой трудовой путь мостостроителя Николай Иванович Залиский начинал в «Мостоотряде №15», которым руководил ныне знаменитый, заслуженный строитель РФ, почетный гражданин города Сургута Валентин Федорович Солохин. Потом пригласили в «Мостоотряд №10», находящийся в Ростове-на-Дону. Там участвовал в строительстве моста через Дон. Затем были объекты в Грузии, Азербайджане, Армении, Турции. И снова потянуло ветерана на Тюменский Север. Он – монтажник шестого разряда, бригадир. Сын Виталий последовал примеру отца. Внуку Валере стукнуло 18. Тоже пошел в монтажники…

Автор: Юрий МАШИНОВ /фото автора/