Неповторимая улыбка, граничащая с самоиронией. Диву даёшься, сколько в этой женщине, родившейся ещё до войны, творчества, прилежания, оптимизма. Лариса Игоревна Селивёрстова – хозяйка утопающего в цветах дома в деревне Заозёрной. Здесь даже за воротами – симметрично, по ту и другую стороны – стоят вазоны с настурцией, а дальше размещены почвопокровные хлорофитумы. Двор даже не поддаётся описанию – столько здесь самых разных цветов-однолетников. А под навесом прячутся от солнца и ливней многочисленные комнатные растения. Трудно сказать сколько! Сальвия, пламенная, как цветок революции, с детства любимые «собачки» – львиный зев, астры, бальзамины, бархатцы, портулак. В больших деревянных бочках, раскрашенных весело и неожиданно, растут петунии и настурции. В саду – люпин, зимняя астра, мальвы, розы, лилии, пионы, флоксы, гвоздики. Причём гвоздиками заняты все околоствольные пространства культурных яблонь.
Это те обитатели сада, названия которых известны мне и хозяйке. А сколько ещё таких, которые она называет просто, по-своему: лапоточки, весёлые цветочки. Лариса Игоревна считает, что цветы – по-настоящему живые существа. В их молчании не меньше смысла, чем в глубокомысленных рассуждениях. Кажется, что они понимают, когда у хозяйки хорошее настроение, а когда она в душевной смуте. Раскроются в такой неописуемой красоте, чтобы горячо любимый цветовод улыбнулся. Любовь и забота – это, в сущности, так приятно. Цветам тоже.
А сохранить это цветочное великолепие можно только благодаря каждодневному уходу и трудолюбию. Корней пятьсот, а быть может, больше! Каждый надо напоить водой, подкормить и привести в порядок. Можно только предположить, что представляет собой дом Ларисы Игоревны весной. Ящики-рассадники, кастрюли, плошки – всё занято цветами. Подоконники, столы, стулья, скамейки. До того, как завяжутся нежные бутоны, пройдут месяцы кропотливой работы.
Первой в её саду зацветает стародубка. Это такое чудо: жёлтые цветы на промёрзшей мокрой земле сияют солнцем. Только потом, с теплом, вылезают из земли стебли, похожие на хвою ёлочек. Летом этот зелёный куст прекрасно декорируют вид под окном. Есть в саду свой любимец – гладиолус, изящный, величественный, горделивый. Есть своя любимица среди комнатных растений – герань. Её до десятка видов, разных оттенков. Это цветок деревенского детства. А вообще среди комнатных постояльцев чего только нет: монстеры и диффенбахии, фикус, золотой ус, алоэ, хавортии, гастерии, герани, бальзамины, примулы, глоксинии, бегонии. Как в цветочном магазине – только спроси. Есть всё! Поэтому можно сказать, что садово-огородный сезон у Ларисы Игоревны даже не закрывается. С наступлением осенних холодов он продолжается у неё дома.
Выполняет эту трудоёмкую работу Лариса Игоревна грамотно и компетентно. Знает из многолетнего опыта, что пионы нужно пересаживать редко, раз в семь лет. Не сделаешь этого – зачахнут. Нарциссы можно не трогать какое-то время. Тюльпаны требуется выкапывать постоянно, иначе они одичают. Не будут похожи сами на себя. Так и в жизни, считает Лариса Игоревна, есть вещи, которые должны оставаться неизменными. Но многое нуждается в обновлении. И на это не надо жалеть сил.
Этим летом в своём многооконном доме она поменяла стеклопакеты. Поставила пластиковые, современные. За ремонтными работами не успевала собирать клубнику, которую обычно и себе заготовить могла, и ещё продавала тысячи на три-четыре. В плодово-ягодном отношении её сад тоже богатый. Яблони, вишни, смородина – белая, красная и чёрная, сортовая малина, клубника. Эта часть сада имеет больше практическое назначение. А цветы – чтобы украсить дом и двор, украсить жизнь и досуг.
Забывая обо всём на свете, Лариса Дмитриевна наблюдает жизнь цветов. Знает, сколько сил и характера вкладывает растение в каждый свой бутон. А сколько напастей разных: заморозки, вредители. В жизни разве не так? Но в урочный час куст предстаёт перед ней в блеске всей красоты, словно не было потрясений и неприятностей. Надо помочь каждому цветку раскрыться – и она это делает.
Есть у Ларисы Игоревны ещё одна пламенная страсть – рукоделие. Талантливый человек во всём талантлив. Посмотрите, пожалуйста, на фотографии её скатертей и накидок, тапочек и башмачков. Связанные крючком и на спицах, вещи говорят сами за себя: они красивы, необычны и очень индивидуальны. В них легко угадывается тонкий вкус и дар рукотворчества хозяйки. Дети и внуки любят её мягкие и уютные тапочки. А декоративные скатерти и накидки так «к лицу» любому городскому интерьеру. Радуют глаз. Причём ничего подобного не увидишь в других домах. Это вещи в единственном экземпляре. Эксклюзив! Лучший подарок дочери, снохе, внукам. Сыну – подушки с затейливыми пуговицами глаз и носа на диван и в автомобиль. Беспроигрышный вариант! Сочетания цветов и узоров рождаются сами собой в голове мастера. А растения, благоухающий сад – постоянные источники творческой фантазии.