Медиакарта
13:32 | 29 марта 2024
Портал СМИ Тюменской области

В 1-й класс - здоровым!

В 1-й класс - здоровым!
12:42 | 14 августа 2013
Источник:

Пожалуй, самое тяжелое время для первоклассника - первые недели сентября. Нагрузки на маленький организм возрастают в разы.

И в это время (и на протяжении всего учебного года) родителям важно заметить первые проявления недомоганий у ребенка. А еще лучше - предупредить их. В помощь родителям - советы тюменских специалистов.

Кормите кашей

Елена ДОРОДНЕВА, врач-эндокринолог: «Непременно должно быть трехразовое горячее питание из приготовленной пищи. Не нужно заменять перекусами: чипсами, печеньем, конфетками. Горячий завтрак утром - это обязательно. Например, каша, горячие бутерброды. Ежедневно в рационе должны присутствовать овощи и фрукты, а также молоко и молочные продукты. Для нормального роста и развития необходимы мясо, птица, рыба, яйца.

Наш регион - дефицитный по йоду, поэтому включите в питание морскую рыбу, морскую капусту, солите еду йодированной солью. Недостаток йода в растущем организме может аукнуться поведенческими нарушениями, трудностями в обучении. Что касается индивидуальной йодной профилактики, то ее должен подобрать врач».

Только спокойствие

Альфия КАБИРОВА, психолог: «Сам факт того, что ребенок идет в первый класс - большой стресс для него: меняется образ жизни, социальный статус. И если в школе для малыша все по-новому, то дома изменения должны быть мягкими, спокойными.

Нужно помнить, что адаптация к школе длится 2-2,5 месяца. Будьте готовы, что окажется трудно, возможно, не сразу все получится как надо. Не внушайте ребенку, что он непременно должен быть отличником. Разговаривайте с ним, важно, чтобы он делился впечатлениями. Первоисточником информации о школьных делах должен быть не учитель, а сам ребенок. Он должен видеть и чувствовать, что мама от него ждет и получает информацию, доверяет ему самому. Иначе, видя, что толком его не спрашивают, но отчитывают за что-то (что рассказала учительница), малыш почувствует себя одиноким, как будто все против него.

Если ребенок не усваивает правила поведения в школе, плачет после школы, перед школой, отказывается туда идти, это говорит о нарушении адаптации. На это же указывают и частые недомогания: то болит живот, то голова, то ОРВИ приключилось. Возможно, это реакция на стресс. Но если после полутора месяцев поведение не меняется, то лучше обратиться к специалистам - психологам, психотерапевтам, чтобы выяснить причины и помочь. Затягивать не нужно, ведь именно в первом классе формируется учебная мотивация».

Опасный компьютер

Марина ВЫСТАВНЫХ, врач-офтальмолог: «К школе у детей уже нередко присутствуют какие-то нарушения зрения - близорукость либо спазмы аккомодации. Стоит учитывать, что и наследственность играет не последнюю роль. Необходимо соблюдать зрительный режим, правильно освещать рабочее место.

Если родители замечают, что ребенок щурится, присматривается, подходит ближе к телевизору, нужно сразу же обратиться к окулисту, который определит, истинная это близорукость или ложная - спазм глазных мышц. Это когда ребенок выдает коррекцию как близорукую, но при обследовании выявляется плюсовая рефракция, которая положена еще у ребенка 6-7-летнего возраста. То есть зрение хорошее, но мышцы очень спазмированы. Часто такое бывает из-за компьютера. Чтобы своевременно выявить изменения зрительной системы, достаточно бывать у окулиста раз в год».

Дайте поспать!

Людмила БУРЛАКОВА, врач-невролог: «Желательно, чтобы у первоклассников был дневной сон. У них высока утомляемость в связи с необычным для них режимом дня и нагрузкой, которая требует концентрации внимания. От них требуют ограничения подвижности, ребенок встает рано утром, а вечером нагружен - готовится к школе. Поэтому считаю, что час-полтора дневного сна ребенку просто необходимы. И только после можно садиться за уроки. Не стоит этого делать сразу после прихода из школы, как бы ребенок ни был к этому готов, потому что может случиться и срыв иммунитета или восприятия. Если распределить время сна и бодрствования таким образом, то к моменту сна, к 21-22 часам, ребенок все успеет сделать, отдохнет и не перевозбудится.

У трети детей-первоклассников возникает тревожность. Родителям нужно обратить внимание, какие цвета нравятся ребенку. К примеру, какой цвет карандаша он использует. Розовый, красный, оранжевый, желтый - цвета тревожности: у ребенка есть страхи. Все темные цвета - это депрессивный настрой. Нужна помощь психолога или невролога».

Много сидеть - вредно

Мария МАХАЙКОВА, врач-ортопед: «Нарушение осанки часто выявляется еще до того, как ребенок идет в школу. Само по себе оно не опасно, но может осложниться искривлением позвоночника - сколиозом. Чаще всего осложнение это происходит, когда ребенок идет в школу. Почему? Потому что он начинает много сидеть в школе на уроках, дома за заданиями, а еще у телевизора и компьютера. У ребенка обязательно должна быть какая-то двигательная активность. Лучше записать его на какую-то секцию. Идеальным вариантом является плавание - там укрепляются все группы мышц. Если такой возможности нет, то можно организовать двигательный режим в домашних условиях - лечебная гимнастика, шведская стенка и прочее.

Но когда детям все-таки приходится сидеть (делают уроки), нужно делать паузы. Предел усидчивости примерно 20 минут, потом необходимо время отдыха.

Важно и правильно подобрать ребенку мебель - высота стула, стола подбирается с учетом роста малыша. Еще нужно обратить внимание на то, что много времени школьники проводят в обуви - она должна быть удобной, не очень свободной, но и не тесной, желательно ортопедической».

Справка

Согласно статистическим данным, удельный вес здоровых детей (1-я группа здоровья) в Тюменской области составляет чуть более 22%. Более 20% первоклассников приходят в учебные заведения с различными патологиями здоровья. К концу школы таких детей становится больше почти в три раза.

Ведущее место в структуре болезненности школьников занимают нарушения осанки - 21,4%. Впрочем, за последние три года отмечено улучшение показателей болезней костно-мышечного аппарата. Если в 2009 году в Тюменской области было зарегистрировано 0,16% учащихся со сколиозом и 11,6% с нарушениями осанки, то в 2012 диагноз «сколиоз» поставили уже только 0,9% школьников, нарушение осанки врачи отметили у 7,8% детей.

Подготовила Елена АТАЛЫКОВА