Медиакарта
10:32 | 25 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Идем в школу с радостью

Идем в школу с радостью
11:25 | 15 августа 2013
Источник: Тюменский край

В жизни практически каждого ребенка наступает момент, когда он прощается с детским садом и начинает готовиться к поступлению в школу. Как подготовиться к этому важному событию?

Темпы современной жизни стремительно ускоряются, что способствует предъявлению высоких требований и к подрастающему поколению. Материал, на изучение которого раньше уходило несколько лет, теперь должен быть освоен в более короткие сроки. Те знания, которые давали детям 10-11 лет теперь ложатся грузом на семилетних детей. Да и сама подготовка к школе сейчас по серьезности и объему необходимых знаний и умений может смело конкурировать с подготовкой в институт. И хотя такое сравнение вызывает улыбку, но, к сожалению, это так. Нагрузка у будущих первоклассников действительно серьезная. К школе порой начинают готовиться с 3-4 лет, различные развивающие центры и авторские программы изобилуют разнообразием методик, помогающих ребенку учиться на «отлично». Но порой даже целенаправленная подготовка к школе не избавляет родителей от проблем. Об основных проблемах, с которыми может столкнуться будущий первоклассник, мы и поговорим в этой статье.

Одна из основных трудностей, о которой говорят психологи и учителя, – это отсутствие мотивации к учебе или недостаточная ее сформированность. Для начала поясним, что учебная мотивация – это сформировавшаяся, сложная система мотивов, подчиненных одной цели: получению новых знаний, развитию познавательных способностей ребенка. Мотивация обучения не формируется сразу, как только ребенку пора идти в школу, ей предшествует целый период дошкольного развития ребенка, и, в особенности, его познавательной, интеллектуальной, эмоционально-личностной сферы.

Предлагаем вам ряд рекомендаций по развитию учебной мотивации.

Первое и самое важное условие: сами настройтесь на успешное обу­чение ребенка. Старайтесь передавать чаду свой оптимизм, настраивайте на хорошее. Старайтесь избегать негативных разговоров о школе, о чрезмерных трудностях и нагрузках при ребенке.

Поощряйте интерес к знаниям, старайтесь каждый день узнавать, обсуждать с ним что-то новое. Детям с раннего возраста нужно прививать вкус к интеллектуальному, познавательному досугу, чтению книг, развивающим играм, занятиям, походам в музей, театр, просмотру познавательных фильмов и мультфильмов. Старайтесь и сами подавать детям в этом пример.

Говорите с детьми об особенностях школьного обучения. Старайтесь при этом делать уклон не на «скучную» для детей дисциплинарную сторону («тебе надо будет сидеть тихо и спокойно, весь урок и быть внимательным!»), а стараться как можно ярче эмоционально окрашивать познавательную сторону обучения («в школе ты будешь каждый день узнавать что-то новое, это так интересно!»). Ведь произвольное внимание у младших школьников развито еще не достаточно сильно, поэтому долго не отвлекаться и быть вовлеченными в учебную деятельность дети могут быть тогда, когда они заинтересованы, искренне захвачены ею. Рассказывайте детям свои личные впечатления от школы, поделитесь тем, какие были ваши любимые предметы, учителя, оставившие след в вашей памяти. Просмотр мультфильмов (особенно старых советских), чтение детской литературы про школу (например, «Филипок» Льва Толстого) и их совместное обсуждение тоже помогут становлению учебной мотивации.

Поскольку ведущей, основной деятельностью дошкольника является игра, то используйте ее также для развития интереса к обучению. Можно предложить поиграть в школу с детьми, пришедшими в гости, или с любимыми игрушками. Этим вы решаете еще и дидактическую задачу (можете предложить провести урок по изучению букв, закрепить навыки счета и так далее). После этого можно предложить сделать серию творческих работ на тему школы («я – первоклассник», «1 сентября», «моя школа»).

Автор: Елена Батищева, педагог-психолог д/с №158 города Тюмени