Я внимательно читаю рубрику, посвящённую 65-летию Победы. Сердце наполняется чувством благодарности к тем людям, которые пишут о своих близких, значит, они их помнят и любят.
И захотелось рассказать о моей бабушке Румянцевой Анастасии Антоновне, хотя она мне даже не родственница, но для меня она была самая-самая родная, потому что вынянчила мою маму, меня, была всегда рядом: успокаивала, вытирала слёзы, убаюкивала, рассказывала сказки. А когда я подросла, она поведала мне историю своей жизни. И в жизни этой было мало радости, зато много горя, потерь, унижений - другой бы сломался, озлобился, но не моя бабуля.
Анастасия Антоновна родилась в 1909 году в городе Санкт-Петербурге. Все события, связанные с Октябрьской революцией, происходили на её глазах. Пионерский галстук ей повязала Надежда Константиновна Крупская. В школу железнодорожников, где она училась, приходил В.И. Ленин и разговаривал с ними, как со взрослыми, о серьёзных делах. В школе удалось про-учиться всего 5 лет: умерла мама, и Анастасии пришлось зарабатывать на хлеб. В няньках у соседей, обувная фабрика, трансформаторный завод - вот места её работы.
Война разрушила все надежды. Только-только стала налаживаться жизнь - семья, муж, дети. Кажется, счастье поселилось в доме, но рухнуло, разбилось, разлетелось осколками об это страшное слово «война».
Муж ушёл на фронт, хотя у него была броня. И осталась Анастасия Антоновна с дочерью (три дочери погибли) в блокадном Ленинграде. Работала в военном госпитале, сбрасывала зажигалки (так она называла зажигательные бомбы) с крыш, подбирала обессиленных и погибших людей в домах и на дорогах. Об этом периоде жизни она рассказывала с трудом, еле сдерживая слёзы. Видимо, эти воспоминания приносили ей жгучую боль и душевные страдания.
Жизнь превратилась в настоящий кошмар. Есть было нечего: 150 граммов хлеба ей, как работающей, 100 граммов - на ребёнка. Анастасия Антоновна начала быстро слабеть, неизвестно, выжила бы она, если бы не эвакуация семей военнослужащих и учителей (она - жена учителя).
Вывозили их на баржах, было очень страшно: внизу - вода, а сверху немцы бомбят с самолётов, да ещё обстреливают с берега.
Впереди баржи плыл маленький пароход с детьми, эвакуированными из детского дома, в него попала фашистская бомба - пароход сразу пошёл ко дну, не выжило ни одного человека.
В 1944 году умирает муж, вернувшийся с фронта весь израненный.
Возвратившись в Ленинград, она нашла разрушенный дом; жить негде, а жить надо, и Анастасия Антоновна приехала в Тобольск. Работала в детском доме нянечкой, встретилась там с участником войны, инвалидом Чазовым Евгением Сергеевичем. Вместе они поселились в Абалаке.
Долгое время работала в Абалакском детском саду. Никто и никогда не слышал от неё грубого слова, окрика, не видел раздражения, недовольства, а только желание помочь людям - очень щедрое сердце было у Анастасии Антоновны. Старожилы до сих пор помнят эту добрую, искреннюю, заботливую, с усталыми глазами женщину. Её уже давно нет с нами, но в моём сердце она живёт.
В жизни по-разному можно жить,
В горе можно и в радости.
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно и так: на рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обожжённой солнце достать
И подарить его людям.
Так жила моя бабуля, даря людям солнце.
Светлана Добрынина,
выпускница Абалакской средней школы,
член актива школьного музея