Медиакарта
10:37 | 24 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Залог успеха – в новом качестве работы

Залог успеха – в новом качестве работы
11:41 | 16 августа 2013

Накануне нового учебного года начальник управления образования П.Г. Гонцул рассказал о вводимом в действие с 1 сентября 2013 года новом законе об образовании, о задачах и проблемах предстоящего учебного года и о том, как планируется строить учебно – воспитательный процесс.

– Петр Георгиевич, 2013-2014 учебный год мы начинаем в условиях введения в действие нового закона об образовании, прошедшего самое широкое обсуждение и вызвавшего острейшие споры, как никакой другой. Пожалуйста, прокомментируйте кратко некоторые из нововведений, касающиеся общеобразовательного учреждения.

– Изменений на самом деле много. Во-первых, изменена структура образования. В частности, дошкольное образовательное учреждение теперь не место для «присмотра и ухода», а является первым уровнем общего образования.

Новый закон требует открытости и доступности всех сведений, касающихся деятельности образовательного учреждения. Они подлежат размещению на его официальном сайте в сети Интернет и обновлению в течение десяти дней со дня внесения в них соответствующих изменений. Правда, устаревшие морально и физически технические средства не позволяют нам пока в полной мере обеспечить в этой части выполнение требований закона.

К числу нововведений относится и то, что курс «Основы религиозных культур и светской этики», о которой совсем недавно шли ожесточенные споры - быть ему или не быть, этим законом в школьный учебный план введен в качестве обязательного для изучения предмета. При этом подчеркивается особо: педагогам запрещено использовать образовательную деятельность для религиозной или антирелигиозной агитации.

Очень важный пункт, касающийся оплаты труда учителей: теперь уже законодательно закреплено, что расходы на оплату труда не могут быть ниже уровня соответствующего средней зарплате в соответствующем субъекте РФ. К сожалению, речь идет только об учителях, другие категории педагогических работников под действие этого закона не подпадают.

Этим кратким обзором ограничимся. Добавлю лишь, что новый закон требует внесения изменений более чем в 200 законодательных актов и принятия субъектами федерации своих законов об образовании.

– В отчете правительства в Государственной Думе, состоявшемся 17 апреля т.г., премьер – министр Д. Медведев сказал: «Новая зарплата предполагает новое качество работы».

Что, на Ваш взгляд, предполагает «новое качество работы»?

– Социологи провели достаточно интересное исследование основных проблем, тревожащих учителей школы. Оказалось, что в 1960-70 годах учителей беспокоило то, что дети бегают по коридорам, шумят, не соблюдают очереди, разговаривают на уроке…

Конец 80-х - начало 90-х: беременность, самоубийства, изнасилования, участие в ограблениях, курение, употребление наркотиков, то есть мир детских шалостей стал замещаться серьезными «взрослыми» пороками.

Причина общеизвестна: агрессивное вторжение ценностей рыночной экономики привело к эрозии важных морально – нравственных норм и ценностных установок, среди которых обогащение любой ценой является, пожалуй, самым главным принципом.

Так вот, на мой взгляд, «работа по-новому» предполагает прежде всего реформу нашего профессионального сознания. Духовно – нравственное воспитание школьников во всем многообразии его форм, методов, способов должно быть стержневым направлением в работе. Это, во-первых.

Во-вторых, если раньше было принято считать, что сила образования в знаниях, то новые стандарты сказали: сила не в знаниях, а в умениях. А умение – это развитие. В стандарте образования есть словосочетание «универсальные личностные умения». Стало быть, овладение новой идеологией обучения, формирование универсальных личностных изменений должно стать предметом особой заботы педагогического сообщества, каждого учителя и каждого руководителя.

– В одном из номеров далеко не оппозиционной федеральной газеты я прочел такие фразы: «Устал учитель оттого, что забота государства о его заработной плате становится такой навязчивой, что все свалилось на школу – от ответственности за воспитание и обучение детей, за правонарушения несовершеннолетних, раннюю беременность школьниц, курение, юношеский алкоголизм…Устал от многомерной ответственности за составление всякого рода документов, справок, отчетностей…».

Что вы думаете по этому поводу?

– Частично мы уже коснулись этой проблемы. Что касается ответственности учителя за школьника, так было всегда, так будет и впредь – такова уж его нелегкая судьба. С тем, что работа учителя сопровождается составлением большого количества всякого рода отчетностей, пожалуй, надо согласиться. Департамент образования в настоящее время занимается анализом их эффективности. Предполагаю, что в недалеком будущем их количество будет сокращено.

– Обратимся еще раз к отчету Правительства РФ. Анализируя положение в образовании, Д. Медведев сказал: «Дети должны учиться в современных и достойных условиях и в больших городах, и в маленьких поселках».

Как это требование второго лица государства будет реализовываться и как реализуется сейчас в нашем районе?

– Эта работа при поддержке правительства области в настоящее время решается достаточно настойчиво. В частности, по нашему району определен перечень населенных пунктов, где требуется строительство нового школьного здания. Я имею ввиду реализацию областной программы «Ветхая школа».

Сейчас уже строятся современные школьные здания в селах Первомайском, Второвагайском и в деревне Юрмы.

По объективным причинам создать современные и достойные условия для всех обучающихся в кратчайшие сроки конечно же невозможно. Упомянутая программа рассчитана на не столь отдаленную перспективу.

– Вопрос о школьной форме приобрел широкий резонанс. Его обсуждают Общероссийский народный фронт с участием Президента, Государственная Дума, «Союз женщин России», Всероссийское педагогическое собрание…Только что принятый Закон «Об образовании в РФ» скоро будет дополнен статьей о требованиях к школьной форме.

В чем вагайские дети пойдут в школу?

– Единой школьной формы для учащихся не будет. Постановление правительства № 278-П «О порядке установления единых требований к одежде…» рекомендует вопрос о школьной форме обсудить с участниками образовательных отношений.

К требованиям к одежде учащихся следует подходить с точки зрения ее удобства и эстетичности, повышения психологического настроя учеников на учебу и, что очень важно, устранения признаков социального, имущественного различия между учащимися. Этот вопрос предполагается обсудить на аппаратном совещании с руководителями школ перед началом учебного года. Что касается цвета одежды, то рекомендуем, скажем, брюки или юбку темного цвета, кофточку или рубашку – светлого. Экстравагантных украшений, естественно, быть не должно.

– Претерпит ли какие-либо изменения школьная сеть? Каков контингент детей в нынешнем году? Сколько первоклассников принимают школы района?

– Школьная сеть не изменится. Что касается первоклассников, то их количество существенно увеличивается. Если в прошлом году школы района приняли 264 первоклассника, то в нынешнем – 298, рост почти на 13%.

Общее количество детей с 1 по 11 класс будет, без сомнения, также больше уровня прошлого года. Однако сегодня назвать точное их количество не представляется возможным из-за девятиклассников, планы которых зачастую меняются.

– Ключевая фигура в решении сложных проблем образования, естественно, учитель.

Какова обеспеченность школ педкадрами и сколько молодых педагогов в нынешнем году примет наш район?

– Преподавание всех предметов учебного плана будет обеспечено во всех школах. К сожалению, не могу добавить, что специалистами соответствующей квалификации. И вот почему.

В одной из средних школ, к примеру, в нынешнем учебном году будет обучаться 33 школьника вместе с учащимися начальных классов, а потому обеспечить преподавание каждого из предметов специалистом именно этого предмета, естественно, невозможно. И таких малокоплектных школ в районе большинство. А это означает, что большая часть учителей, кроме своего «родного» предмета, вынуждена преподавать еще 3-4 не по своей специальности.

Разумеется, совместители в той или иной форме проходят переподготовку, кто–то очно, иные дистанционно. Несмотря на эти достаточно сложные условия работы педагогические коллективы школ района довольно успешно решают стоящие перед образованием задачи.

Вероятно, надо сказать и о том, что проблема учительских кадров в районе продолжает оставаться актуальной в том смысле, что в некоторых школах большая часть учителей пенсионного возраста. Сложившийся стереотип о степени престижности учительской профессии, несмотря на энергично предпринимаемые меры, сломать трудно, а потому молодежь в школу не стремится, тем более в сельскую, хотя выпускники педагогических учебных заведений родом из нашего района с лихвой закрыли бы наши потребности. Однако большая часть из них оказывает предпочтение иным сферам.

– Как Вы оцениваете степень готовности школ к приему детей?

– Акты о готовности школ к началу нового учебного года в основном подписаны. Правда, в некоторых из них были несущественные, устранимые в ближайшее время недочеты, которые не могут повлиять на своевременное начало учебных занятий.

Так что первого сентября все школы откроют свои двери для учащихся.

– Учебники в нынешнем году будут бесплатными?

– Как и в прошлом году, школьники будут обеспечены учебниками за счет средств бюджета.

– В заключение – ваши пожелания коллегам накануне нового учебного года.

– Сейчас, когда общество испытывает явный дефицит «духовных скреп», образование, частью которого являются вагайские просвещенцы, находятся в той стадии, когда оно является определяющим пространством для формирования нравственно – полноценного человека.

Желаю всем своим коллегам терпения, упорства, проявления инициативы в решении этой архисложной проблемы. Здоровья, счастья, творческих успехов в работе!

Вопросы задавал Ишмухамет Гайсин