Медиакарта
11:26 | 25 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Из команды «Нефтегаз»

Из команды «Нефтегаз»
11:05 | 20 августа 2013
Источник:

Гонки по формуле «Student», то есть международные студенческие инженерные соревнования, проходят в Германии, США, Англии, Испании, Венгрии, Австрии, Южной Корее, а также в Бразилии, Италии, Австралии, Мексике, Индии, Японии и Южной Африке. Наши ребята-сибиряки из УФО участвуют в них впервые. Команда из 30 человек составлена из студентов двух тюменских вузов: Государственного нефтегазового университета и Академии мировой экономики, управления и права.

В момент, когда пишутся эти строки, команда уже находится в пути, поэтому за несколько часов до выхода номера газеты в свет набираю цифры телефона.

– Настроение бодрое. Дорога местами хорошая. Только что проехали Смоленск, – слышится на том конце провода.

Ага, значит, до Будапешта осталось каких-то 1460 километров. Тюменцы покажут класс сначала в Венгрии, затем намечен этап в Испании, завершат гонки в Италии. Конечно, в «трубе» немедленно узнал голос Анжелы Стольниковой из академии. Команда ещё только готовилась предстать перед обществом у здания правительства области, и я, автор этих строк, изобразил глас адмирала среди заблудших матросов:

– Кто тут главный?!

– Я, – ответила самая хрупкая и очень милая девчушка. Так и познакомились.

Но сначала надо было сконструировать болид для гонок. А это автомобиль с собственной изюминкой. Сердце любого авто – мотор. Он, понятно, собственного изобретения. Требование мирового ранга: двигатель должен питаться экологически безопасным и экономически выгодным топливом. Как гоночная машина болид обязан быть легким, словно пушинка, но мощным. Нужна электроника, «думающая» за пилота и спасающая его в критических ситуациях. Актуальна и минимизация затрат, иначе в серию машина не пойдет при всех других великолепных характеристиках – скорости, мощности, эргономике… Увы, Отечество в нашу бытность так и не справилось с этой задачей по всему ряду «бегающей» техники. Правда, существуют оригинальные «МАЗы»-ракетовозы, но это уже братская Беларусь. Посему на рынке правят бал иномарки.

– Похоже, – предполагаю, – собираетесь затмить «Тойоту», «Форд», «Мерседес», «Даймлер-Бенц»…

– Ну, надо же когда-то начинать, – смеется Анжела.

Пару лет назад казалось, что реализовать в Тюмени проект болида ну никак нельзя, потому что этого не может быть никогда. Началось все с того, что студенты из «Нефтегаза» Альберт Мальшаков и Антон Назаров создали научно-конструкторское бюро. Ребят поддержал директор конструкторского бюро Института транспорта ТГНГУ Гор Оганесян. А точки над i расставил ректор Владимир Новоселов. Инициаторы побывали в Италии на автодроме имени Риккардо Палетти, где проходил 8-й этап гонок по формуле «Student». Заодно посетили несколько семинаров по машиностроению, пообщались с ведущими гонщиками России и Европы. Так родилась концепция «тюменского» болида, которая была обнародована в Германии на известной трассе Hockenheim Ring Fopmula One.

Всё! Болид готов. Студенческая инженерная мысль бурлила на точке кипения. Да и руки ребята приложили. Не без помощи спонсоров. Самый титульный среди них ОАО «Тобольскнефтехим» компании «Сибур». Новаторам всячески содействовали фирма «Субару-Центр», компания «Промтехнология». В числе меценатов оказалась школа CET (Cambridge education and training – Кембриджская школа английского языка). Данное учебное заведении имеет в областном центре два филиала. Как в Европе без международного языка?

– Вы – пилот? – пытаю Анжелу.

– Нет, главный пилот в команде – Сергей Луговцев из «Нефтегаза». Я лично отвечаю за экономику и пиар. Видите ли, арбитраж гонок по формуле «Student», кроме непосредственного судейства, играет роль некоей коммерческой фирмы. Поэтому в жюри представлены «генеральный директор», «конструктор», «технолог» и «коммерческий директор». Нам предстоит вести «переговоры с заказчиком», представляя развернутый анализ стоимости автомобиля с разбивкой на компоненты, материалы и работы. Потом – подробный отчет об особенностях конструкции. Плюс тестовые заезды. Окончательная оценка комплексная: выигрывает не самый быстрый болид, а самый сбалансированный и грамотный проект. В том числе с экономической точки зрения.

И тут я вспомнил классиков, даже процитировал:

– «Машина, как военный корабль, должна иметь собственное имя».

– Совершенно верно, мы в команде даже конкурс объявили на имя. Пока к общему мнению не пришли. Но вот-вот… Вы нам позвоните, когда мы уже будем в пути.

Снова набираю номер «мобилы».

– Болид назвали «Вектором» – словом, направление движения. Всегда вперед.

А теперь пора познакомиться с главным пилотом. В ТГНГУ Сергей Луговцев учится одновременно на двух факультетах, то есть будущий специалист по разработке и эксплуатации нефтяных и газовых месторождений, заодно переводчик с иностранных языков. С осени будет на третьем курсе.

– Как и где освоил технику вождения? – переспрашивает Сергей. – Да я сам занимался. У меня отец военный водитель.

В команду включены и студенты, намеревающиеся впредь стать машиностроителями. Есть в ТюмГНГУ заведение с вывеской «Институт промышленных технологий и инжиниринга». Его, кстати, на международных соревнованиях представит в числе прочих Галина Басова.

Пока же пожелаем землякам счастливой трассы. Успехов вам как в спорте, так и в гонке творческой мысли. Так держать!

Автор: Юрий МАШИНОВ /фото автора/