В статье 41 Конституции Российской Федерации написано: «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счёт средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений». Принимая во внимание данную статью, осуществляется льготное лекарственное обеспечение для людей с ограниченными возможностями здоровья. О том, как в районе оно реализуется, наш разговор с главным врачом областной больницы № 22 (с. Юргинское) В.В. ИЛЬИНЫХ.
– Владимир Владимирович, расскажите о лекарственном обеспечении в целом. Какие проблемы существуют с этим в районе?
– На сходах граждан сельских поселений жители задают вопросы об отсутствии лекарств. Необходимо в каждом конкретном случае определиться: о каких препаратах идёт речь, чем человек недоволен.
Существует три основных направления: льготное лекарственное обеспечение, розничная торговля в ФАПах, комплектация сумки неотложной помощи фельдшера.
Льготное лекарственное обеспечение. Пациенты, имеющие группу инвалидности, могут пользоваться льготой по бесплатному получению лекарств. Эти лекарства предназначены для лечения от заболеваний, которые являются причиной инвалидности. Данный вид льгот называется «дополнительное лекарственное обеспечение» или ДЛО. Список препаратов, предназначенных для ДЛО, пересматривается, обновляется и утверждается в областном центре ежегодно. По этому списку работают все поликлиники юга Тюменской области. Пациент получает препарат в аптеке по специальному рецепту, выписанному лечащим врачом поликлиники.
При получении лекарства могут возникать следующие недоразумения. Пациенту выписан препарат, который по названию отличен от того, который его устраивает. Есть препараты с одинаковыми действующими веществами, но с разными названиями, так как произведены различными фирмами. Например, «простамол», «кардура», «омник» – названия разные, а начинка одна и та же. Выписывается тот препарат, который утверждён в списке. Если пациент привык получать «простамол», то «омник» его не устраивает. На приёме у врача по каждому такому случаю проводится беседа с пациентом. Как правило, люди понимают, соглашаются.
Второе направление касается розничной торговли. На сельских территориях, кроме сёл Юргинское, Северо-Плетнёво и Новый Тап, нет аптек, поэтому торговля организована в ФАПах. Фельдшер продаёт лекарства, которые получает в Юргинской центральной аптеке. В медпунктах имеется список лекарств, подлежащих реализации. Каждый житель может с ним ознакомиться. Здесь также могут возникнуть проблемные ситуации: пациент желает приобрести препарат, которого нет в списке; пациент брал лекарство в долг и не рассчитался. В первом случае можно заказать лекарство сотруднику ФАПа, во втором – погасить долг.
Третье направление – комплектация сумки неотложной помощи. Такая сумка есть во всех фельдшерско-акушерских пунктах. Она укомплектована определённым набором препаратов, который не предназначен ни для торговли, ни для дополнительного лекарственного обеспечения. Восполнение израсходованных лекарств происходит со склада больницы. Если у фельдшера в сумке нет необходимых лекарств, то это его недоработка.
При возникновении недоразумений по вопросам лекарственного обеспечения можно обратиться ко мне, номер контактного телефона: 2-31-46, или к моему заместителю по медицинской части Анастасии Николаевне Филипповой, номер телефона: 2-31-51.
– Людям с ограниченными возможностями здоровья медицинская помощь необходима, наверное, как никому другому. Всегда ли это осознают сами инвалиды? Как часто они обращаются в больницу, не дожидаясь обострения заболевания?
– При получении группы инвалидности человеку выдаётся индивидуальная программа реабилитации, где сказано: с какой кратностью он должен проходить лечение, какие виды лечения. Группу инвалидности нужно подтверждать ежегодно на комиссии медико-социальной экспертизы, невыполнение рекомендаций по реабилитационным мероприятиям даёт право МСЭК её отменить. Нам, в свою очередь, затруднительно написать направление, в котором указывается, какое лечение пациент получил, какие меры принимал, чтобы восстановить здоровье. Для направления должны быть веские основания. Группа выдаётся на год, поэтому к определённой дате человеку необходимо собрать все документы. У нас есть пофамильный список людей, которые должны явиться на заседание комиссии. Хочется напомнить, что оформление документов – большая кропотливая работа, откладывать её на последние два-три дня не стоит. Если человек хочет без проблем пройти освидетельствование, то желательно заняться документами за месяц до комиссии.
– В прошлое уходят очереди в поликлинике. В век информационных технологий, когда можно получить информацию по Интернету, у каждого есть возможность записаться на приём к врачу, не выходя из дома, и прийти в назначенное время. Даже если речь идёт о специалисте областного учреждения здравоохранения. Как можно это сделать?
– Мы участвуем в реализации единой программы Тюменской области по информатизации здравоохранения. Сегодня, чтобы попасть к нужному специалисту, не надо «висеть» на телефонной линии, пытаясь дозвониться. Достаточно зайти на сайт www.iris72.ru, воспользоваться удобной формой записи, получить «талон» у себя дома и прийти в учреждение здравоохранения именно в то время, на которое вы записались. Можно воспользоваться непосредственно сайтом Юргинской больницы, меню «Записаться на приём к врачу». На главной странице, в инструкции для самозаписи, подробно описано, как это сделать.
В системе содержатся сведения полисов обязательного медицинского страхования (ОМС) как старого, так и нового образца. При записи с полисом старого образца необходимы его серия, номер и дата рождения, для записи с новым – только номер на лицевой стороне (не путать с номером бланка на оборотной стороне) и дата рождения.
Услуга электронной записи постоянно дорабатывается и исправляется, её алгоритм утверждён комиссией по информатизации здравоохранения Тюменской области. Одно из последних изменений в алгоритме записи – запрос номера мобильного телефона для получения в дальнейшем смс-сообщения в виде специального кода, необходимого для обратной связи. Замечу, запись на повторный приём осуществляет сам лечащий врач, к нему же можно обратиться для записи к узким специалистам. При проблемах с записью на приём через www.iris72.ru можно оставить сообщение на самом портале либо написать на электронную почту: support@miac-tmn.ru.