Почему сельхозтоваропроизводители округа предпочитают нести потери от засухи, града, других природных катаклизмов, но не страховать посевы?
Подобная ситуация сложилась не только в нашем районе. По информации полномочного представителя президента, площадь яровых культур в Уральском федеральном округе составляет 4 миллиона 126 тысяч гектаров, из них четвёртая часть – тюменская.
Чтобы застраховать посевы, нужно до окончания посевной изыскать средства на уплату страхового взноса. Это примерно 500 рублей на гектар. Когда речь идёт о сотне-другой гектаров, деньги вроде бы и небольшие, а если посевные площади исчисляются в тысячах га?
Страхование в АПК на втором месте по затратности после покупки минеральных удобрений. Несмотря на то, что стихийные бедствия преследуют аграриев практически ежегодно, они не страхуются из-за нехватки средств.
Возьмём текущий год. Отсутствие дождей в нашем районе негативно сказалось на состоянии посевов зерновых и кормовых культур. Уже лето клонится к закату, а сельхозпредприятия не могут набрать достаточного объёма сена. Ниже прошлогоднего будет и урожай зерновых.
В округе только ООО «Кировский» нынче застраховало свои посевы. Остальные не смогли этого сделать. Хотя значительное количество зерна прошлого урожая лежит на складах, но цены на него нет. Откуда взять оборотные средства? Кредиты? Сельхозпредприятия и так уже закредитованы под завязку. Приходится выплаты по ним продлять без освобождения от залога. Возникает парадоксальная ситуация: чем выше риск, тем меньше желающих застраховаться.
Руководители и специалисты сельхозпредприятий понимают, что страховать посевы надо, ведь в случае природных аномалий хозяйства были бы от этого в выигрыше. Но неурожаи, снижение цен на продукцию не сподвигают сельхозпроизводителей страховаться от потери урожая. Как отмечают специалисты комитета по сельскому хозяйству, чтобы не допустить разорения хозяйств, нужно немедля решать вопросы по субсидированию продлённых займов и агрострахованию.
Борис СОКОЛОВ