Медиакарта
15:34 | 27 сентября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Гарант прав и свобод. Религиозных

Гарант прав и свобод. Религиозных
08:18 | 28 августа 2013
Источник: Наша жизнь

«Проблема свободы вероисповедания в России обостряется: по отношению к религиозным и неправительственным организациям применяются новые законы; права нетрадиционных религиозных группировок нарушаются», – с таким заключением выступила по итогам прошлого года комиссия США по международной религиозной свободе. «Фаворитизм по отношению Московскому патриархату Русской православной церкви и неприятие других религиозных групп, считающимися чуждыми российской культуре», – описывается в докладе ситуация в России. Там же приводится список лиц, задержанных, подвергнутых тюремному заключению «из-за своих религиозных убеждений». В их числе – солистки печально известной группы, бывшей целый год на слуху в связи с их «выступлением» в Храме Христа Спасителя. Страны мира подразделяются в документе на несколько групп – в зависимости от того, как ограничивают их власти свободу вероисповедания. Россию авторы доклада отнесли ко второй группе, в которой свобода вероисповедания подвергается ограничениям, правда, в меньшей степени, чем в первой (в неё включили государства вроде Северной Кореи и Пакистана).

Таков взгляд, как говорится, снаружи. Какова же реальность, как обстоит дело со свободой совести и вероисповедания у нас? На взгляд любого историка – беспрецедентно терпимо в правовом отношении. Даже в странах Европы вплоть до современной эпохи наблюдалось стремление к религиозному единообразию в государстве (например, в Швеции или Англии есть до сих пор «государственные религии»), но в нашей стране всегда из-за многонационального и потому многоконфессионального состава населения сделать это было бы крайне трудно.

К концу 18-го века в России утвердилась политика веротерпимости. В 1773 году был принят указ «О терпимости всех вероисповеданий и о запрещении архиереям вступать в разные дела, касающиеся до иноверных исповеданий…». Император Николай Второй 17 апреля 1905 года издал именной высочайший Указ, данный Сенату «Об Укреплении начал веротерпимости», где законодательно утверждались не только права на свободу вероисповедания лиц неправославного исповедания, но и устанавливалось, что отпадение от православной веры в другое христианское исповедание или вероучение не подлежит преследованию. В советский период нашей истории Церковь была отделена от государства. Положение религии и церкви в стране было установлено декретом СНК РСФСР от 20 января (2 февраля) 1918 г. об отделении церкви от государства и школы от церкви и определялось Конституцией СССР, где провозглашалась свобода отправления религиозных культов (статья 13 Конституции РСФСР 1918 г.: «В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы совести церковь отделяется от государства и школа от церкви, а свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды признаётся за всеми гражданами») и запрещалась какая бы то ни было дискриминация верующих. Однако также законодательно было установлено: «Преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных учебных заведениях не допускается. Граждане могут обучать и обучаться религии только частным образом». Вместе с тем, в высших учебных заведениях гуманитарного профиля были курсы научного атеизма – обязательные или факультативные, а в школе (государственной!) антирелигиозная пропаганда была сплошь и рядом. То есть, религиозные убеждения, вроде бы, можно было иметь... Но на пути распространения стояли непроходимые законодательные барьеры. Равенство верующих и неверующих провозглашалось, но в реальности сплошь и рядом нарушалось. Например, чтобы занимать руководящие должности, надо было быть членом Коммунистической партии, а её устав требовал от коммунистов не только быть атеистом, но и бороться с религиозными предрассудками («Коммунистическая партия рассматривает религиозную идеологию как антинаучную и потому ведёт научно-атеистическую пропаганду для освобождения сознания верующих от религиозных предрассудков, воспитывает население СССР в духе научного материалистического мировоззрения» (Большая Советская энциклопедия). Конституция Российской Федерации 1993 года унаследовала от советской предшественницы подход к государственному строю как подчёркнуто светскому. Светский характер государства закреплён в статье 14 Конституции: «Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом».

Конституция запрещает использование религиозного повода для осложнения отношений между людьми. В соответствии с частью 5 статьи 13 Конституции РФ запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. В статье 19 говорится о равенстве прав и свобод человека и гражданина независимо от его отношения к религии. Статья 29 гарантирует каждому свободу мысли и слова, запрещая пропаганду и агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Кстати, запрещается пропаганда национального и религиозного превосходства. Короче говоря, ортодоксальный христианин или мусульманин имеет столько же прав и свобод, сколько убеждённый сатанист или член тоталитарной секты, причём права тех и других в равной мере защищены.

Вопреки мнению американцев можно заметить, что вышеперечисленное имеет место соблюдаться, во всяком случае – на территории нашего региона. К примеру, в опубликованном недавно справочнике «Государственно-конфессиональные отношения и религиозные объединения Тюменской области», предназначенном, как значится в аннотации, для государственных и муниципальных служащих, работников правоохранительных органов, педагогов и журналистов, говорится о неукоснительном соблюдении во взаимоотношениях человека с государством правовых принципов и равенства всех религий перед законом, постулировании желательности межконфессионального диалога при соблюдении автономности религиозных организаций от государства. А впечатляющий список конфессий (более двадцати) и организаций религиозного толка (около пятидесяти), от РПЦ, католиков и старообрядцев до кришнаитов и «Свидетелей Иеговы», зарегистрированных и прекрасно себя чувствующих на тюменской земле, иллюстрирует соблюдение основных принципов свободы вероисповедания, прописанных в Конституции. Есть в этом списке организации, действующие и на территории нашего района – оказывается, их не так уж мало.

Что касается доклада «из-за бугра», то по его поводу высказались уже специалисты, и смысл в общем таков: «Доклад Госдепа США о религиозной ситуации в России в принципе не нов, они публикуют его каждый год, и каждый год – к сожалению или к счастью – он мало отличается от всех предыдущих. Мы обращались к правительству США несколько раз с предложением более полно освещать религиозную ситуацию в России, поскольку экспертное сообщество наблюдает, что источники получения информации для доклада Госдепа США, в общем-то, представляют собой одни и те же организации, не всегда известные и, скорей всего, диссидентски настроенные по отношению к России и религиозным организациям здесь» (секретарь Межрелигиозного совета СНГ протоиерей Георгий Рощин).

Автор: Екатерина Терлеева