Дошкольник и новые стандарты
20 июля 2011 года утверждён Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №2151 «Об утверждении федеральных государственных требований (ФГТ) к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
Какие изменения произошли в системе дошкольного образования при внедрении этих требований? Этот вопрос вызывает и тревогу, и интерес у родителей.
Введение ФГТ связано с тем, что назрела необходимость стандартизации содержания дошкольного образования для того, чтобы обеспечить каждому ребёнку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.
На современном этапе развития дошкольного образования в соответствии с ФГТ изменилась цель образовательной работы – вместо набора знаний, умений и навыков предлагается формировать новые качества ребёнка (физические, личностные, интеллектуальные).
Не стал исключением и Упоровский район. Дошкольные образовательные учреждения района работают над внедрением федеральных государственных требований с 2011 года.
Новая программа имеет принципиальные отличия модели организации образовательного процесса:
– вводится комплексно-тематический подход к построению образовательного процесса;
– воспитатель решает образовательные задачи не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов;
– образовательный процесс строится на адекватных возрасту формах работы с детьми;
– большое внимание уделяется организации совместной и самостоятельной деятельности детей, взаимодействию с родителями;
– переход воспитателя от дидактического к сопровождающему взаимодействию, от регламентируемой деятельности к гибкому, партнёрскому общению;
– воспитателю необходимо владеть разнообразными формами, технологиями, методами и приёмами, быть готовыми к импровизационной творческой работе.
Главная цель нашей работы – минимизировать временные затраты воспитателя на бумажную работу, чтобы освободить время для непосредственного общения с детьми.
При организации образовательной деятельности в форме совместной партнёрской деятельности меняется и положение детей:
– у ребёнка появляется возможность выбора – участвовать в этой работе или заняться чем-то другим;
– вырабатываются порядок и организация совместной деятельности: свободное размещение детей за общим столом, их общение с другими детьми по ходу работы и перемещение по мере необходимости;
– дети могут работать в разном темпе. Объём работы каждый ребёнок может определить для себя сам, что он сделает, сделает хорошо и доведёт начатое дело до конца.
ФГТ ориентируют педагогов на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации образовательной программы детских образовательных учреждений, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребёнка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть не просто сторонними наблюдателями, а активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует.
Мы надеемся на тесное сотрудничество с вами, уважаемые родители!
Алёна КОРЯКИНА, ведущий специалист комитета по образованию.