Медиакарта
5:19 | 20 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

"Тюменская таможня консультирует: вопрос-ответ"

В I-м полугодии 2013 года должностными лицами правового отдела Тюменской таможни были оказаны следующие письменные консультации.
Вопрос
Предусмотрено ли освобождение от уплаты таможенных пошлин и сборов при приобретении автомобиля Почетным Консулом?
Ответ
Понятия «почетный консул» и «почетное консульство» являются различными. Наличие статуса почетного консула не означает автоматического получения офисом данного консула статуса консульского учреждения, т.е. «почетного консульства».
Для получения статуса почетного консульства необходимо проведение дополнительной установленной процедуры, итогом которой является принятие соответствующего распоряжения Правительства Российской Федерации об учреждении консульского учреждения (почетного консульства) иностранного государства в том или ином регионе. При этом, следует иметь в виду, что, исходя из содержания п. 1-2 ст. 1 и главы III Венской конвенции о консульских сношениях от 24.04.1963 (далее - Конвенция), прошедшее такую процедуру консульское учреждение, возглавляемое почетным консульским должностным лицом, является тем консульским учреждением которое обозначено в п. «а» ст. 1 Конвенции, т.е. приравнивается к официальным консульским учреждениям (таким, например, как генеральное консульство), с той лишь разницей, что им руководит не штатный, а почетный консул.
Согласно ст. 62 Конвенции освобождением от уплаты всех таможенных сборов, налогов и пошлин только в отношении тех предметов, которые предназначены для официального пользования консульским учреждением, пользуется только консульское учреждение, возглавляемое почетным консульским должностным лицом.
Таким образом, учитывая, что ст. 62 Конвенции не распространяется на таможенные сборы, налоги и пошлины, взимаемые при ввозе автомобиля на территорию Российской Федерации, а также отсутствие статуса консульского учреждения, иностранные почетные консульские должностные лица не наделяются привилегиями по освобождению от уплаты указанных таможенных сборов, налогов и пошлин.

Вопрос
Каков порядок декларирования авиационного двигателя, планируемого к установке на воздушное судно в рамках разрешения на переработку в качестве товара для переработки?
Ответ
В соответствии с пунктом 1 статьи 239 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) переработка на таможенной территории - таможенная процедура, при которой иностранные товары используются для совершения операций по переработке на таможенной территории Таможенного союза в установленные сроки с полным условным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим вывозом продуктов переработки за пределы таможенной территории Таможенного союза.
Согласно пункту 3 статьи 239 ТК ТС при совершении операций по переработке иностранных товаров допускается использование товаров Таможенного союза.
На основании подпункта 5 пункта 2 статьи 241 ТК ТС к операциям по переработке товаров не относится использование иностранных товаров как вспомогательных средств в технологическом процессе (оборудование, станки, приспособления и другое).
Таким образом, в случае помещения воздушного судна (далее - ВС) под таможенную процедуру переработки на таможенной территории использование иностранных товаров (в том числе запасных частей к ВС) не предусмотрено.
Следовательно, для ремонта запасных частей и агрегатов, встроенных в иностранное ВС, необходимо помещение данного ВС под таможенную процедуру переработки на таможенной территории.
Запасные части, отдельно ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза могут быть вовлечены в процесс переработки ВС, путем помещения данных запасных частей под таможенную процедуру переработки на таможенной территории совместно с ВС, при этом:
- в случае, если ВС и запасные части ввозятся в рамках одной товарной партии с соблюдением требований пункта 2 Инструкции о порядке заполнения ДТ, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257, они могут быть помещены под таможенную процедуру переработки на таможенной территории по одной ДТ, используемой в качестве разрешения на переработку на основании абзаца 2 подпункта 1 пункта 1 статьи 239 ТК ТС.
- в случае, если запасные части к ВС ввозятся не в рамках одной товарной партии, то их помещение под таможенную процедуру переработки на таможенной территории совместно с ВС должно быть осуществлено на основании разрешения на переработку товаров, выдаваемого на бланках установленного образца.
Как правило, в результате ремонта ВС образуются использованные (демонтированные) запасные части. При применении таможенной процедуры переработки на таможенной территории такие запасные части являются отходами, и могут быть помещены под соответствующую таможенную процедуру с целью завершения таможенной процедуры переработки на таможенной территории по разрешению на переработку.
В данном случае товар для переработки - «Самолет гражданский пассажирский с установленными двигателями». В связи с необходимостью замены неисправного двигателя на исправный двигатель в разрешение на переработку внесены дополнения в части дополнения товаров для переработки.
Данный двигатель был ранее ввезен на таможенную территорию Таможенного союза и помещен под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в соответствии с которой осуществлен условный выпуск.
Следовательно, данный двигатель для таможенный целей имеет статус иностранного товара и может быть помещен под таможенную процедуру переработки на таможенной территории.
На основании вышеизложенного, в целях соблюдения требований таможенного законодательства для установки рассматриваемого двигателя на ВС необходимо его помещение под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, путем подачи и выпуска ДТ в рамках разрешения на переработку.

Вопрос
Какова правильность заполнения следующих граф ДТ с учетом особенностей товара:
1. 29 графа (орган въезда) - ранее не заполнялась, в настоящее время требуется заполнение. Следует ли искать пункты перехода в накладных с учетом количества поступившего товара или можно оставить без заполнения.
2. 30 графа (место хранения) - а настоящее время весь поступивший товар передан в монтаж и нигде не хранится.
3. 44 графа (дополнительная информация/представленные документы) - требуется ли заполнять инвойсы, накладные, транзитные декларации, T1R. Вся перечисленная информация имеется в заявлениях на условный выпуск, которые перечисляются в 40 графе.
4. 45 графа (таможенная стоимость) - принцип формирования с учетом многопредметного контракта, а также включения в заявление на условный выпуск дополнительных расходов связанных с приобретением услуг в соответствии с условиями внешнеэкономической сделки?

Ответ
Согласно пункту 8 ст.215 Федерального закона от 27.11,2010 №311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) не позднее 30 дней после дня ввоза (вывоза) всех компонентов товара в таможенный орган должна быть подана итоговая декларация на товар с указанием в ней классификационного кода по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности согласно решению о классификации. Срок подачи итоговой декларации на товар не должен превышать один календарный год с даты регистрации заявления на условный выпуск (заявления на выпуск компонента вывозимого товара) первой партии товара. Срок подачи итоговой декларации на товар может быть продлен таможенным органом по письменному мотивированному обращению декларанта. Общий срок подачи итоговой декларации на товар не может превышать три года с даты регистрации заявления на условный выпуск первой партии товара.
Особенности заполнения заявления на условный выпуск (заявления на выпуск компонента вывозимого товара) и декларации на товар устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (пункт 9 ст.215 Федерального закона).
В соответствии со ст.215 Федерального закона ФТС России разработан приказ от 04.02.2011 №206 «Об утверждении Инструкции об особенностях заполнения заявления на условный выпуск (заявления на выпуск компонента вывозимого товара) и декларации на товар» (далее - Инструкция). Согласно пункту 17 Инструкции итоговая таможенная декларация на ввезенный товар заполняется в соответствии с Порядком заполнения ДТ на товары, ввозимые на таможенную территорию (Решение Комиссии таможенного союза от 20 мая 2010 №257 в редакции Решения Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 года №379) с учетом следующих особенностей:
Графа 44 "Дополнительная информация/Предоставленные документы".
Если декларируемый в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, товар ввезен в рамках нескольких договоров (контрактов), то построчно указывается под кодом 03011 номер и дата каждого договора (контракта), а под кодом 03012 - документы, вносящие изменения и (или) дополнения в указанные под кодом 03011 договоры (контракты).
В Графе 45 "Таможенная стоимость".
В графе указывается цифровыми символами таможенная стоимость декларируемого товара, определяемая в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.
В связи с тем, что особенностей по заполнению граф 29, 30 итоговой таможенной декларации Инструкцией не установлено, данные графы подлежат заполнению в соответствии с Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары, утв. Решением Комиссии таможенного союза от 20.05.2010 №257 (далее -Инструкция 1).
Согласно подпункту 27 пункта 15 Инструкции 1 в графе 29 «Орган въезда/выезда» указывается код таможенного органа, через который товары прибыли на таможенную территорию, в соответствии с Классификаторами таможенных органов, применяемыми в государствах - членах Таможенного союза. Если товары ввозятся (ввезены) на таможенную территорию через пункты пропуска, расположенные на участках таможенной границы Республики Беларусь или Республики Казахстан, в графе указывается код таможенного органа по следующей схеме:

ZZZXXXXX 1, 2, где:

элемент 1 - трехзначный цифровой код государства - члена Таможенного союза, на территории которого расположен таможенный орган, в соответствии с Классификатором стран мира;
элемент 2 - пятизначный код таможенного органа, расположенного в месте прибытия, в соответствии с Классификаторами таможенных органов, применяемыми в Республике Беларусь или Республике Казахстан.
Если товары ввозятся (ввезены) на таможенную территорию через пункты пропуска, расположенные на участке таможенной границы Российской Федерации, в графе указывается восьмизначный код таможенного органа в соответствии с Классификатором таможенных органов, применяемым в Российской Федерации.
Если декларируемые товары ввозятся на таможенную территорию через разные пункты пропуска, в графе указываются коды всех таможенных органов, расположенных в местах прибытия товаров на таможенную территорию, в соответствии с Классификаторами таможенных органов, применяемыми в государствах - членах Таможенного союза.
Графа не заполняется при перемещении товаров по линиям электропередачи или трубопроводным транспортом. Согласно подпункту 28 пункта 15 Инструкции 1 в графе 30 «Местонахождение товаров» указываются сведения о месте, где товары находятся на момент подачи ДТ и могут быть досмотрены (осмотрены) - код таможенного органа в соответствии с Классификаторами таможенных органов, применяемыми в государствах - членах Таможенного союза, и место нахождения (адрес) товаров.
Если товары находятся на складе временного хранения, в помещениях, на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора, таможенном складе, свободном складе, вместо сведений, указанных в части первой настоящего подпункта, указывается номер документа, свидетельствующего о включении в реестры уполномоченных экономических операторов, владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов либо свободных складов.
В Российской Федерации при декларировании товаров дополнительно к вышеуказанным сведениям:
при временном хранении товаров в соответствии с законодательством Российской Федерации в иных местах временного хранения товаров в графе производится запись: "ИНЫЕ", и через знак разделителя "/" указываются реквизиты документа, разрешающего помещение их на временное хранение в иные места временного хранения.
Графа не заполняется, если выпуск товаров произведен до подачи ДТ, а также при перемещении товаров по линиям электропередачи и трубопроводным транспортом.

Вопрос
Имеется ли статус декларанта у лица, которое организует безвозмездную передачу учебной литературы в Республику Узбекистан?
Ответ
В соответствии с пунктом 1 статьи 186 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее ТК ТС) специальной правосубъектностью декларанта обладает лицо государства - члена Таможенного союза:
- заключившее внешнеэкономическую сделку либо, от имени (по поручению) которого эта сделка заключена;
- имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами - при отсутствии внешнеэкономической сделки.
Согласно ст.209 ПК РФ под владением понимается возможность самостоятельного открытого фактического обладания вещью, наличие в отношении нее хозяйственной власти; пользование - это юридически обеспеченная возможность извлечения из вещи полезных свойств, ее эксплуатации; распоряжение - это юридически обеспеченная возможность определения судьбы вещи (продажа, сдача в залог и пр.).
В соответствии с п. 2 ст. 201 ТК ТС отсутствие статуса декларанта у лица, подающего таможенную декларацию, является нарушением таможенного законодательства (ст. 186 ТК ТС) и, соответственно влечет отказ в выпуске товаров.
Согласно ст. 183, 181 ТК ТС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, в том числе:
- документов, подтверждающих страну происхождения товаров (п.п. 7 п. 1 ст. 183 ТКТС);
- документов, на основании которых был заявлен классификационный код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (п.п. 8 п. 1 ст. 183 ТК ТС);
- документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров и выбранный метод определения таможенной стоимости товаров (п.п. 12 п. 1 ст. 183 ТК ТС);
- документов о производителе товаров (п.п. 9 п. 2 ст. 181 ТК ТС, п.1 ст. 183 ТК ТС).
В соответствии со ст. 188 ТК ТС обязанность по представлению в таможенный орган данных документов возложена на декларанта.

Вопрос
Возможно ли завершение таможенной процедуры временного вывоза из РФ - таможенной процедурой экспорт, и каков характер сделки для заявления данного товара по процедуре экспорта?
Ответ
Согласно п. 1 статьи 288 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее -ТК ТС) срок временного вывоза товаров устанавливается таможенным органом на основании заявления декларанта исходя из целей и обстоятельств такого вывоза. По письменному заявлению декларанта срок временного вывоза товаров может быть продлен таможенным органом.
В соотстветствии с пп.2 п. 1 статьи 289 ТК ТС действие таможенной процедуры временного вывоза может быть завершено до истечения срока временного вывоза помещением временно вывезенных товаров под таможенную процедуру экспорта, при которой товары таможенного союза вывозятся за пределы таможенной территории таможенного союза и предназначаются для постоянного нахождения за ее пределами (п. 1 ст. 212 ТК ТС). Допускается помещение под таможенную процедуру экспорта товаров, ранее помещенных под таможенные процедуры временного вывоза или переработки вне таможенной территории, без их фактического предъявления таможенным органам (п. 2 ст. 212 ТК ТС).
В силу правил, установленных статьей 213 ТК ТС, товары помещаются под таможенную процедуру экспорта при соблюдении следующих условий:
1) уплаты вывозных таможенных пошлин, если не установлены льготы по уплате вывозных таможенных пошлин;
2) соблюдения запретов и ограничений;
3) представления сертификата о происхождении товара в отношении товаров, включенных в сводный перечень товаров, формируемый Комиссией Таможенного союза в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, регулирующими вопросы применения вывозных таможенных пошлин в отношении третьих стран.
Ставки вывозных таможенных пошлин по данному товару не установлены. При вывозе из Российской Федерации товаров, не облагаемых вывозными таможенными пошлинами, таможенные сборы за таможенные операции независимо от таможенной процедуры, под которую помещаются вывозимые товары, уплачиваются по ставке 1 тыс. рублей, при условии, что в одной таможенной декларации декларируются только товары, не облагаемые вывозными таможенными пошлинами (пункт 7(3) Постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 № 863 «О ставках таможенных сборов за таможенные операции»).
В соответствии со статьей 195 ТК ТС выпуск товаров осуществляется, если таможенному органу представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, необходимые для выпуска товаров в соответствии с ТК ТС и (или) иными международными договорами государств-членов таможенного союза, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза указанные документы могут быть предоставлены после выпуска товаров. При помещении товаров под таможенную процедуру «экспорт» в отношении товаров должны быть представлены соответствующие разрешительные документы.
По товарам, классифицируемым по кодам ЕТН ВЭД ТС соответствующим товарам двойного применения, при экспорте может требоваться лицензия ФСТЭК России или Заключение о непринадлежности товара к объектам экспортного i контроля, в случаях, если данные товары подпадают в список товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль, утвержденный Указом Президента РФ от 17.12.2011 № 1661. Вывоз товаров, попадающих в Перечень опасных отходов, ограниченных к применению; культурных ценностей ((Решение Коллегии ЕЭК от 16.08.2012 № 134), осуществляется на основании лицензии, выдаваемой уполномоченным государственным органом государства - члена Таможенного союза.

Вопрос
Как будет выглядеть процесс таможенного декларирования при ввозе на территорию РФ оборудования для животноводства и какой необходимо приложить перечень документов?
Ответ
Таможенное регулирование при ввозе товаров на территорию Российской Федерации регламентировано следующими нормативно - правовыми актами:
-Таможенным кодексом Таможенного союза;
-международными договорами государств - членов Таможенного союза, регулирующими таможенные правоотношения в Таможенном союзе;
-решениями Комиссии Таможенного союза, регулирующими таможенные правоотношения в Таможенном союзе, принимаемыми в соответствии с ТК ТС и международными договорами государств - членов Таможенного союза; -Федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27.11.2010 № 311 -ФЗ.
В соответствии со статьей 203 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» товары, ввозимые в Российскую Федерацию, подлежат таможенному декларированию в соответствии с главой 27 ТКТС.
В соответствии со статьей 183 ТК ТС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация. К таким документам относятся:
1)документы, подтверждающие полномочия лица, подающего таможенную декларацию;
2) документы, подтверждающие совершение внешнеэкономической сделки, а в случае отсутствия внешнеэкономической сделки - иные документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, а также и иные коммерческие документы, имеющиеся в распоряжении декларанта;
3) транспортные (перевозочные) документы;
4) документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений;
5)документы, подтверждающие соблюдение ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер;
6) документы, подтверждающие страну происхождения товаров в случаях, предусмотренных ТК ТС;
7) документы, на основании которых был заявлен классификационный код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности;
8)документы, подтверждающие уплату и (или) обеспечение уплаты таможенных платежей;
9)документы, подтверждающие право на льготы по уплате таможенных платежей, на применение полного или частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с таможенными процедурами, установленными ТК ТС, либо на уменьшение базы (налоговой базы) для исчисления таможенных пошлин, налогов;
10)документы, подтверждающие изменение срока уплаты таможенных пошлин, налогов;
11)документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров и выбранный метод определения таможенной стоимости товаров;
12)документ, подтверждающий соблюдение требований в области валютного контроля, в соответствии с валютным законодательством государств - членов Таможенного союза;
13)документ о регистрации и национальной принадлежности транспортного средства международной перевозки - в случае перевозки товаров автомобильным транспортом при их помещении под таможенную процедуру таможенного транзита.
Если в данных документах не содержатся сведения, заявленные в таможенной декларации, представляются иные документы, на основании которых заполнена таможенная декларация.
Перечень документов, представляемых при таможенном декларировании товаров, в зависимости от формы таможенного декларирования (письменная, электронная), видов таможенной декларации, таможенной процедуры, категорий товаров и лиц, может быть сокращен в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза или законодательством государств -членов Таможенного союза.
Если отдельные документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, не могут быть представлены при подаче таможенной декларации, по мотивированному обращению декларанта таможенный орган разрешает представление таких документов до выпуска товаров, а в случаях, предусмотренных законодательством государств - членов Таможенного союза, -после выпуска товаров.
При подаче декларации на товары для помещения под таможенную процедуру экспорта товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, не требуется представления таможенному органу документов иных, чем те, что указаны в подпунктах 1), 2), 4), 7), 8) и 12), а также в подпункте 3) - при наличии таких документов.
При помещении оборудования для животноводства под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления для соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Таможенного союза, и подтверждения сведений о стране происхождения товаров необходимо учитывать следующее:
1)Товары включены в Перечень объектов технического регулирования, подлежащих подтверждению соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 №823. Выпуск вышеуказанных товаров осуществляется на основании сертификата соответствия.
2)В соответствии с п.2 ст.59 ТК ТС документами, подтверждающими страну происхождения товаров, являются декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товаров. Согласно ст.62 ТК ТС, при ввозе на территорию Российской Федерации из государств - участников СНГ, за исключением Республики Белоруссия и Республики Казахстан, с целью получения тарифных преференций требуется представление сертификата о происхождении товара (форма СТ-1), полученного от компетентного органа, уполномоченного выдавать и удостоверять сертификаты о происхождении товара.
Вышеуказанные товары включены в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 №317 «О применении ветеринарно-санитарных мер в Таможенном союзе» (далее - Решение).
В соответствии с Решением вышеуказанные товары ввозятся на таможенную территорию Таможенного союза при условии наличия: разрешения, выданного уполномоченным органом стороны, на территорию которой ввозится подконтрольный товар и (или) ветеринарного сертификата, выданного компетентным органом страны отправления товара. Подтверждением прохождения контроля является наличие штампа соответствующей службы «Выпуск разрешен» на товаросопроводительных документах.
Выдача разрешения на вывоз подконтрольных товаров с таможенной территории Таможенного союза и оформление ветеринарных сертификатов осуществляется уполномоченным органом в соответствии с законодательством соответствующей стороны.
С целью соблюдения мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, при ввозе/вывозе товаров маркированных товарными знаками, включенными в реестр объектов интеллектуальной собственности, необходимо предоставлять разрешение от правообладателей или уполномоченных представителей правообладателя.
Информация о таможенном реестре интеллектуальной собственности и реквизиты правообладателей размещены на официальном сайте ФТС (www.customs.ru). Сведения об объектах интеллектуальной собственности, не включенных в таможенный реестр, размещены на официальном сайте Федеральной службы по интеллектуальной собственности Роспатент (www.rupto.ru).