Медиакарта
7:55 | 24 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Подготовить урок или изготовить бомбу?

Подготовить урок или изготовить бомбу?
08:14 | 05 сентября 2013
Источник: Наша жизнь

С сентября прошлого года – ровно год – в нашей стране действует закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». К появившимся на сайтах и печатных страницах информационных средств марочкам «6+», «12+», «16+» мы уже все привыкли и мало на них реагируем. И зря. О том, что информация может стать оружием в чьих-то руках, о важности защиты детей от вредной им информации и способах этой защиты мы побеседовали с человеком, который профессионально связан с компьютером и информацией – учителем информатики Казанской средней школы Дмитрием Васильевичем ХОРЬЯКОВЫМ.

– Дмитрий Васильевич, с какого класса компьютер становится нужен ребёнку в учёбе?

– Уже в начальной школе. Понятно, что в этом возрасте им родители должны помогать. Хотя в начальных классах предмета информатики нет, но в 3-4 классах по технологии есть раздел, где изучается устройство компьютера, и малыши немножко печатают. Микроисследования, которые сейчас делаются в начальной школе, уже основаны на компьютерных презентациях. Но многие ребята до сих пор глубоко убеждены, что компьютер и Интернет нужны только для развлечения.

– Вы как классный руководитель с родителями о проблемах компьютерной безопасности разговариваете?

– Конечно. В прошлом году у нас было родительское собрание, посвящённое этой теме. Разговор шёл о видах так называемого «родительского контроля». Есть платный и бесплатный «родительский контроль». На нашем сайте есть программа бесплатного контроля «Интернет-цензор», которую можно установить и на свой компьютер. Но при использовании надо учитывать, что, закрывая вредные сайты, он блокирует и просто все незнакомые. Если вы проверите страницу и ничего криминального не обнаружите, то можете внести её в разрешённый список, и в следующий раз она будет открываться. На сайте школы есть ссылка, где объясняется пошагово, как скачать программу, как установить её на свой компьютер, как ею пользоваться. С родителями мы это проходили. Но по личному отцовскому опыту могу сказать, что такой «Интернет-цензор» – это хорошо, но лучший цензор – доверие между тобой и ребёнком. Я должен быть уверен в нём, понимать, что он на что попало не среагирует, а предпочтёт полезную информацию. Понятно, проверять тоже необходимо. В школе ребята без учителя в Интернет даже не заходят.

– Родители устанавливают дома эту программу?

– Некоторые ставят, другие доверяют детям, а часть попросту в этих компьютерных технологиях не разбирается. Проще тем, у кого на работе компьютер или кто прошёл курсы «Расширяя горизонты». Другим остаётся просто доверять ребёнку.

– Информационная безопасность – это важно? Не зря мы разговор завели?

– Безусловно! Приведу пример. У меня младшая дочь как-то сидит «чатится», было ей лет семь. И взглянул я, с кем. Вижу, пишет ей вдруг какой-то незнакомец: а где ты живёшь? У тебя родители дома? Вот мы потом с ней и побеседовали на тему безопасности: никогда никому не рассказывай таких вещей. Старшие ребята, лет 12 – 14, уже понимают ситуацию, а маленьких любой конфеткой заманишь.

– У тех, кто повзрослее, другая «конфетка» – знакомства в соцсетях.

– Родителям я уже тоже об этом говорил: вы должны смотреть сами контакты своего ребёнка в сетях. Лучший вариант – просматривать всю его переписку, знать, кто у него в друзьях. За каждым «другом» должен стоять реально знакомый человек. В ленте можно отслеживать все новости друзей – там всё как на ладони. И это тоже показатель доверия, если ребёнок не скрывает от вас свою страницу, не боится показать, что там. Если на страничке всё нормально, ты корректно общаешься с друзьями – всё хорошо. Не считаю, что зазорно осуществлять такой контроль. У своих детей я просматриваю.

– Ваше отношение к закону о защите прав детей, маркировке информации?

– Закон законом, но воплощение его – дело семьи. Я и без этого закона понимал: если какой-то фильм не подходит по возрастной категории или качеству – я не посажу ребёнка его смотреть. В нормальных благополучных семьях, где есть взаимопонимание с ребёнком, это всегда есть и было. Без всякой подсказки. Но наверняка есть те, кто вообще не реагирует на эту ситуацию: мол, смотри хоть что. Мы же только родителей информируем несколько раз в год. Прийти домой к каждому, проверить и запретить мы не можем. Прислушаться и сделать – это уже чисто внутрисемейный долг.

– Сколько лет работает система «родительского контроля»?

– В нашей школе третий год.

– У вас на компьютере он установлен? Интересно, как он работает.

(Открываем программу. Набираем пароль. Ставим самый высокий уровень защиты. Яндекс не открывается. Ничего не открывается. Снижаем уровень бдительности интернетовского цензора. Открывается поисковик. Забиваем в строку «как изготовить бомбу в домашних условиях?». Поиск пошёл).

– В этом году у вас запланированы какие-нибудь мероприятия по информационной безопасности?

– Сразу же на первом собрании опять будем говорить о безопасности, доверчивости, родительском контроле за виртуальными контактами детей. У меня все мои ученики есть «ВКонтакте». У моего класса своя группа. Мы там делимся новостями, выкладываем фото, туда я даже домашние задания во время актированных дней выставлял. Периодически я просматриваю новости с их страниц. Персональную переписку смотрят родители.

– Много сейчас времени проводит молодое поколение за компьютером?

– Онлайн-игры – вот сегодня проблема. Если без этого ну вообще никак нельзя, то надо ограничивать хотя бы время доступа.

Кое-кто нынче выступает: давайте не будем учить детей писать, пусть сразу учатся печатать. Моя позиция – против. Всё равно ребятишки должны в письме, лепке, работе с бумагой разрабатывать моторику. Это прямым образом сказывается на развитии их умственных способностей. Электронные письма писать, создавать презентации – этому дети быстро научатся. Дело родителей и учителей – показать ребёнку, что, помимо виртуального, существует реальный важный мир с реальными друзьями, кружками, секциями.

– Не создаётся ли у Вас впечатления, что дети наоборот всё больше уходят в виртуальный мир?

– Ребёнок, он ведь как рассуждает: туда я ходить не хочу, там сложно, преподаватель кричит – заставляет, дома останусь. Дома – телевизор, компьютер, и его это устраивает. Родитель идёт на поводу. Когда родитель отправляет ребёнка на секции, танцы и прочее, то волей-неволей дитя общается, занимается – остаётся в реальном живом мире. Мудрые родители решают проблемы с нежеланием ребёнка сообща, выясняют их причины и устраняют недоразумения. Другие отмахиваются – не хочу я решать твои проблемы, разбирайся в них сам или оставайся дома, вон компьютер, найди себе уже занятие, только отстань. А им этого и надо! Неравнодушие, доверительные семейные взаимоотношения – это, я считаю, единственные универсальные методы контроля.

(Между тем наш поисковик выдаёт кучу сайтов на выставленный запрос. Та-а-ак, кликаем на первую ссылку «бомбистов»… «Сайт заблокирован»! Вторая – тоже блок! Третья, четвёртая – бесполезно. Да, не вырастят виртуальные злоумышленники экстремистов из любопытных ребят, если родители чутко бдят…) Вот такова суть действия подобных программ.

Напоследок хочу сказать родителям о том, чтобы они учили детей: нельзя в сети делиться информацией конфиденциальной – вносить куда-то номера телефонов, чьих-либо банковских карт, так как эти ценные данные могут украсть. Надо трижды подумать, прежде чем написать собеседнику в виртуале, где ты живёшь и когда родители дома, а когда нет. Особенно важна разъяснительная работа в начальной школе. Важно научить детей с малых лет, что компьютер – это серьёзно, и лёгкое виртуальное времяпрепровождение может обернуться реальной опасностью.

Автор: Екатерина ТЕРЛЕЕВА