Первые шаги на пути к будущей профессии, формирование личности – всё начинается со школы. На этот раз августовская конференция учителей прошла в новом формате организационно-методического совещания. Гостей принимала обновлённая после косметического ремонта школа №4. С утра здесь работали три секции для руководителей районных методических объединений, директоров образовательных учреждений и их заместителей. Работа с педагогами велась накануне во время единых методических дней. Главную тему конференции определили так: «Социальный ресурс образования – сотрудничество, ответственность, компетентность».
– Реформы в системе образования идут уже порядка десяти лет, но никогда ранее не касались человеческого фактора, – отметила заместитель Главы района Татьяна Васильевна Заичкина. – Под соцресурсом образования нельзя рассматривать одних педагогов. Мы не можем воспитывать ребёнка в отрыве от общества и родителей. Всё, что было современно и правильно вчера, сегодня абсолютно не подходит. Для того, чтобы дать новое качество образования детям, впервые применяется форма взаимоотношений – педагог, ученик, родитель.
Позднее, при подготовке статьи, поинтересовалась мнением о сотрудничестве учителей и родителей у опытного педагога Нелли Ильиничны Синельниковой. В Среднечирковской школе она преподаёт иностранный язык и литературу.
– Давно сложился стереотип: школа должна налаживать контакты с родителями. Но мы забываем, что главный заказчик образования ребёнка – родитель, и он, в первую очередь, должен быть заинтересован работать со школой, – считает Нелли Ильинична. – Родители лучше знают своего ребёнка. Поделитесь этими знаниями с классным руководителем. Помогите построить диалог ученика и учителя. Откройте секреты успешного сотрудничества с вашим ребёнком: расскажите, что он любит, чего не принимает, чем увлекается, на каких семейных ценностях воспитан. И тогда учителю будет проще подобрать «ключик» к вашему уникальному ребёнку.
Каждый школьник должен чувствовать себя комфортно и в школе, и дома. Успевать приготовить домашнее задание, вовремя позавтракать и пообедать, чтобы к выпускному классу не собрать «букет» хронических заболеваний. По статистике, всего десять процентов детей заканчивают школьный курс здоровыми. Введён в школах третий час физкультуры. Но насколько эффективно он используется? Хорошая задумка прошлой зимой была – проводить занятия на лыжах в зоне отдыха «Сосновый бор». Пожалуй, только единственная школа №2 регулярно вывозила ребятишек на такие полезные прогулки.
В стандарте старшей школы нового поколения обещают сделать иностранный язык третьим обязательным предметом, значит, увеличится количество часов в учебной программе. Но родителей заверяют, что не будут увеличивать предельные нагрузки на детей, оставят тридцать часов в неделю. В школьные сумки то количество учебников, которое требуется носить ежедневно, уже не вмещается. Соседи по парте договариваются, кто какую книгу приносит на очередной урок. Важно, чтобы в погоне за высокими показателями в учёбе, не нанести урон здоровью детей.
Каждому педагогическому коллективу на конференции было предложено объединиться для достижения главной цели – воспитания и обучения успешной личности. Так и сказали: нужно стать командой единомышленников. Во главе её должен стоять эффективный руководитель, по сути – лидер. Именно он поведёт школу по успешному пути развития, создавая благоприятную среду внутри учреждения. В этом учебном году все образовательные учреждения обязаны перейти на такой командный стиль работы, где главным является обсуждение проблем со всеми представителями педагогического коллектива и нахождение путей их решения совместно с родителями и общественностью.
– А разве раньше учителя уделяли меньше внимания своим подопечным и насколько ново всё то, о чём говорили на конференции? – поинтересовалась я у заместителя директора по учебной части школы №2 Ирины Анатольевны Иванцовой.
– Ответственность за воспитание детей всегда присутствовала в нашей профессии, – поделилась она своим мнением. – Раньше было больше бумажной волокиты, теперь всё компьютеризировано. С Интернет-ресурсами педагогу стало проще подготовить внеклассное мероприятие или заниматься своим саморазвитием, особенно это касается молодых учителей. В нашем коллективе их немало, в том числе и приезжих. Мы стараемся помочь им с жильём – кому-то дали служебное, другим – частично возмещаем затраты на его аренду.
В некоторых сельских поселениях района дела обстоят сложнее. Например, в Бескозобовской школе молодых учителей практически нет – всего один. Как правило, многих не устраивает деревенский быт, отсутствие благоустройства. Помимо жилищных проблем, не привлекает небольшая наполняемость в классах, от которой зависит величина зарплаты педагога. Нередко стажистам приходится брать на себя дополнительную нагрузку и вести несколько предметов по совместительству. Награждённая во время конференции Благодарственным письмом губернатора Тюменской области Валентина Васильевна Малышкина тридцать с лишним лет назад начинала работать в Бескозобовской школе учителем начальных классов. Однажды очередные её выпускники перешли в пятый класс, а педагогов в среднем звене не хватало. Так она стала преподавать здесь математику, биологию и географию. Одновременно учила других и училась сама. И до сих пор не могут в Бескозобово дозваться молодых. В Ишимский пединститут специально ездили – не уговорили.
Интересная ситуация получается: родители, бывает, пишут жалобы, что предметы ведут совместители, но, оказывается, не факт, что специально обученные люди, дипломированные, обязательно научат лучше. На конференции всем показали распечатку анализа деятельности школ. Выставили по баллам рейтинг, попытавшись оценить работу с разных сторон: и материально-техническую обеспеченность, и кадровый состав, и охват детей воспитательной работой, оценив участие детей в разных кружках и конкурсах. Уделили внимание в рейтинге здоровьесберегающей работе, посчитав участие школьников в спортивных играх, днях здоровья.
Но как бы ни рассуждали о воспитании личности, главной задачей школы по-прежнему остаётся учебная деятельность. Именно на эти показатели обратил внимание Глава района Александр Васильевич Желтоухов.
– Во время конференции я промолчал, не решился праздник омрачать, – признался он на одном из совещаний аппаратных работников, – но говорить об этом нужно. Смотрите, что получается. Современная школа в Медведево... Не удивительно, что по материально-технической обеспеченности она стоит после поселковых школ номер два и номер один. И кадровый состав в Медведевской школе имеет высокий рейтинг – на четвёртом месте «в табеле о рангах». А по учебной деятельности этот коллектив – внизу таблицы, хуже только в коррекционной школе.
Замечу, что Бескозобовская школа на одиннадцатом месте по материально-технической обеспеченности и по кадровому составу замыкает рейтинг. А по показателям учебной деятельности занимает третье место. Вот тебе и совместители в этой школе.
– Ремонтируем здания, закупаем оборудование – создаём условия для учебной деятельности. А где результаты? – такой вопрос глава района задал начальнику отдела образования Г.П. Павловой.
Она пообещала, что скоро компетентная комиссия отправится в педагогические коллективы и будет посещать уроки и не те, какие предложит директор школы, а куда решат проверяющие.
– И главная цель такого контроля, – заверила Галина Петровна, – не устроить разнос, а посоветовать – как наладить учебный процесс.
О том, что удержать молодых специалистов на селе, можно лишь благоустраивая эти территории, говорил заместитель председателя областной Думы Виктор Александрович Рейн. Сейчас во многих, даже отдалённых населённых пунктах района, есть газопровод, водопровод и прочие коммуникации. До городской цивилизации – далеко, но минимальный уровень обеспечить можно.
Школа начинается со школьного двора. Должна быть логика порядка, располагающая к комфортной учебной деятельности. Например, в Среднечирковской школе устроены уютные детские уголки, составлены композиции из цветочных клумб. И не только обстановка в здании школы и её дворе влияет на желание ребят приходить сюда. Взаимоотношения внутри школьного коллектива, умение каждого педагога придерживаться делового стиля в своём поведении и одежде – это тоже отражается на климате в школе. Во многих школах существуют свои традиции. Интересный факт рассказала директор Ламенской школы Ирина Викторовна Иванцова:
– Десять лет назад у нас появился собственный праздник школьника. В этот день по желанию наших детей мы сделали перемены, равными по времени с уроками. Они тоже проходят в занимательной форме. Школа становится похожа на один большой муравейник. А заканчивается всё волейбольными состязаниями между командами учеников и учителей. Такие мероприятия сближают, помогают лучше узнать друг друга.
По материально-технической базе Ламенская школа находится в пятёрке лучших в районе. А в этом году за счёт средств мецената Михаила Фёдоровича Кириленко, уроженца этого села, ожидается обновление в школе лыжного снаряжения. Будет приобретена современная офисная мебель для учителей и спортивные тренажёры.
В этом году педколлективы пополнились молодыми педагогами. С тёплыми пожеланиями и поздравлениями их чествовали во время торжественной части конференции. Также, по традиции, здесь были награждены отличившиеся учителя и педколлективы. Церемония награждения сопровождалась художественными номерами. Завершающим аккордом стало неожиданное сольное исполнение Виктором Рейном песни «Годы молодые». Депутат пел о прекрасной школьной поре.
Конференция завершилась, определив для педагогов новые сложные задачи. Сколько их уже было поставлено за десять лет школьных реформ! Разве только увеличение зарплаты немного компенсирует моральные и физические затраты тех, кто берётся сеять «разумное, доброе, вечное». Кстати, короткий анекдот напоследок. Говорят, поздравлять ученика или учителя с Днём знаний равносильно, что поздравить лошадь с началом полевых работ. Так и есть. И у школьников, и у педагогов начинается сезон работ длиною в учебный год. До следующего лета ещё очень многому предстоит научиться.
Фото Алексея Бодрова