«Спасибо, что конца урокам нет...»
Долго искала у поэтов строчки для заголовка, которым удалось бы сказать главное: Высоцкий, Окуджава, Мориц, Визбор - любимые Галиной Ивановной, но... всё не то. И вдруг вот эти строчки песни из фильма зазвучали сами собой.
Да… «Ключ без права передачи»… Он был в руках нашего ответственного секретаря многие, многие, годы. Им открывались сердца читателей, коллег по работе и наших нештатных авторов, людей творческих, одарённых и потому зачастую неправильных с общепринятой точки зрения. Недавно в интервью с режиссёром Владимиром Хотиненко натолкнулась на мысль о том, что Россия утрачивает созидающие классы. В том числе, интеллигенцию… А интеллект - сухой, расчётливый, готовый «переступить», для которого совесть, благородство и достоинство - не более, чем мифы, вряд ли способен созидать. И всё-таки созидатели есть.
…Первым, кого я увидела, войдя впервые в дом Галины Ивановны, был Леонид Осипович Пастернак, глядевший на гостей с портрета… И книги. Много книг. Не запылившиеся тома с нераскрытыми страницами, но её живые собеседники, друзья.
Проработав три десятка лет в редакции при трёх редакторах (а уж журналистов - не сосчитать), она, как талантливый преподаватель вокала, скромно оставаясь в тени, «ставила» каждый молодой голос, помогала ему окрепнуть и расширить свой диапазон. Не ожидая наград и благодарностей, честно и добросовестно делала своё дело. Радовалась каждому хорошему материалу, победам в конкурсах газеты и журналистов, умела найти слова, от которых было «летать охота», но могла всыпать, да так, что мало не покажется - и это тоже помогало и в работе, и в жизни.
В кабинет нашего ответственного секретаря приходили не только для того, чтобы сдать очередной материал… Идеям, как редким и особо хрупким растениям, нужен свой микроклимат. Там он был.
Мы говорили. Стороннему наблюдателю, возможно, это могло показаться праздным времяпровождением, но в момент, когда на секретарской «кухне», всё бурлило и клокотало, порой доходя до точки кипения, шёл самый что ни на есть творческий, не укладывающийся в рамы и рамки, процесс рождения газеты.
Галина Ивановна пришла в газету во времена линотипов и вместе с коллективом, десятилетия спустя перешла на компьютерный набор и вёрстку. Сама себе назначила время ухода на заслуженный отдых. Она и сейчас не расстаётся с фотоаппаратом и вполне может преподать мастер-класс молодым коллегам. Пишет в «Живой журнал». И крайне редко - в газету.
Цитирует ахматовское «Я научилась, просто, мудро жить, смотреть на солнце и молиться Богу…
Ей звонят и пишут, её навещают друзья и знакомые разных лет из разных мест. Она – по настоящему богатый и красивый человек.
А нам её не хватает. И поэтому мы тоже пишем, приходим, звоним. Ключ без права передачи по-прежнему в её руках, и конца урокам нет. Спасибо.
Татьяна СЕДОВА.