Медиакарта
12:32 | 20 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Тёмный лес

Тёмный лес
11:10 | 16 сентября 2013
Источник:

Знаешь, сколько стоит тираж газеты, которую ты сейчас читаешь? Нет, не в денежном выражении, а в эквиваленте человеческого рассудка? Он стоит жизни нескольких сосен, березок и тополей, которых ты недосчитаешься, отправившись сегодня на прогулку в лес. Сними с головы шапку, помяни их добрым словом, а на газетку не сердись, она ведь не виновата в том, что наука до сих пор ничего не придумала более умного, чем бумажная промышленность, которая алчно пожирает лесных красавиц.

Да и речь-то сейчас не об этом, вернее, не только об этом, а о состоянии лесного хозяйства вообще. Жалко только, что говорим мы на данную тему редко, приспосабливаясь обычно к 15 сентября, когда работники леса отмечают свой профессиональный праздник. Как говорится, дай Бог им здоровья и счастья в личной жизни.

Поговорим о судьбе русского леса. Две трети девственных, так называемых бореальных лесов расположено в России, причем свыше 70% находится в Сибири. Да вот беда: нашим лесам, по мнению ученых, грозит скорая гибель. Гигантские темпы и размеры вырубки они называют злодейскими. Это еще мягко сказано. Я бы присвоил этому безумному действу ранг преступления века, которое, как ни странно, инициировано новым Лесным кодексом, наспех принятым в 2007 году. Ущербность его состоит в том, что он основан только на экономическом эффекте. А там, где пахнет большими деньгами, аромат березовых листочков уже не отличают от запаха навоза, там просто гребут под себя все, что произрастает вокруг. Это в прямом смысле слова убивает остатки бореальных лесов. Они уже не считаются исключительной собственностью государства, у него появились новые хозяева – арендаторы, имеющие широкие права и весьма скромные обязанности.

Тотальный коммерческий лесоповал, оставляющий после себя нераскорчеванные участки, вызывает оторопь не только у здравомыслящих людей, но и у диких зверей, жизнь которых в таких условиях обречена. Я не знаю, как смотрят на это безобразие Президент России и глава правительства. Я только боюсь, что они на это никак не смотрят, потому что штат лесных ведомств вместо усиления почему-то сократился почти в четыре раза. Лесничему надо бегать быстрее зайца, чтобы проследить за лесными угодьями, которые даже на вертолете за день не облетишь.

Стало уже привычным видеть во всех региональных газетах в летнее время сообщения о пожарах в лесной зоне. Свежими данными я пока не владею, а в 2012 году, по сравнению с годом предыдущим, площадь лесов, пылающих в огне, выросла на 45%. Об этом в ходе правительственного часа в Госдуме 13 марта сего года сообщил министр природных ресурсов и экологии Сергей Донской. В его же докладе прозвучала еще одна цифра: в результате продолжительной вырубки лесов (по лицензии или без лицензии, это уже неважно) бюджет страны теряет ежегодно более 10 миллиардов рублей. Ну, вот видите, опять все измеряется деньгами, а у нас ведь еще есть способность созерцать природу-матушку, радоваться вместе с нею цветению, наконец, просто дышать лесом или, черт меня побери, просто обнять березку, которую я люблю за красоту и нежность больше, чем… Лесной сектор России составляет всего 1,7% в валовом внутреннем продукте. Куда утекает наша древесина? У вас в доме имеется мебель, изготовленная из канадской березы? А в Оттаве есть шкафы, сколоченные из русской красавицы березки, хотя Канада занимает одно из ведущих мест в мире по наличию лесных ресурсов.

Тюменскую область, особенно Ханты-Мансийский округ, во всех газетах почему-то принято взахлеб хвалить. Ну, и я похвалю за то, что общий запас древесины в области за последние пять лет увеличился на 52897,299 куб. метров. Это произошло не за счет того, что где-то там кто-то принял какие-то меры. Древесина сама пытается возрождаться, правда, пока только с преобладанием мягколиственных пород. Хвойные «ребятки» отстают. Они восстановились только на восемь процентов. А что вы хотели, порода у них такая, растут неторопко, но основательно и с умом. Нам в укор.

Почему в укор? Да потому, что 13346,1 гектара лесов в Тюменской области находится в безобразном санитарном состоянии. Возникла угроза гибели древостоя (есть у спецов такой термин). А причины известные: нескончаемые пожары, незаконные рубки, захламление промышленными отходами. И еще: в России ежегодно воруют лес, сплавляя его за рубеж, на сумму 10 млрд рублей. Я пошевелил немножко пальчиками на калькуляторе и обнаружил, что на эти деньги правительство ХМАО могло бы в течение недели выполнить все свои социальные программы, рассчитанные на пятилетку.

Вчера ходил в лес по грибы. Глядь, мужик топором дерево рубит, дачный участок расширяет под картошку. Я ему: ах, ты, дескать, такой-сякой! А он смеется: «Что хочу, то и ворочу». Он, наверное, не читал речь Путина, в которой тот сказал: «Лес – одно из главных богатств России, бесценный экономический ресурс страны. Его воспроизводство и рациональное использование находится в числе государственных приоритетов». Вот так-то! А мужик, меж тем, зачем-то вспомнил чью-то маму нехорошими словами и продолжил махать топором с уклоном в мою сторону.

Пришел домой, врубил ненавистный мне Интернет. Восемь миллионов откликов на развод с женой Президента России и только один, написанный мелким шрифтом, что зря, дескать, бывшего начальника отдела полиции из села Вагай наказали за вырубку 400 кубометров леса и причинение лесному фонду ущерб в 4 млн рублей. Ну, зря, так зря. Что нам стоит убить беззащитные деревца, которые выделяют кислород, чтобы мы им дышали и могли жить.

Автор: Александр РЕБЯКИН