Медиакарта
15:32 | 29 марта 2024
Портал СМИ Тюменской области

Их связали прочные нити судьбы

Их связали прочные нити судьбы
13:57 | 17 сентября 2013

Кто из нас выдержит такое: на протяжении многих лет каждое дело начинать с нуля, а потом оставлять обжитые места, где всё обустроено и успешно работает благодаря твоим усилиям. Любители риска и бесконечных трудностей? Вряд ли. Супруги Зерновы - Иван Васильевич и Надежда Васильевна (на снимке) - говорят, что рисковать им приходилось часто, но они твёрдо убеждены: риск оправдан, если всё чётко просчитано наперёд.

За свою трудовую жизнь они поднимали сельскохозяйственное производство в пяти районах области, выполняя директивы партии, стояли у руля районной власти и стремились к новым преобразованиям в сельской глубинке. Сегодня, по происшествии многих лет, супруги с ностальгией вспоминают об ушедшем времени, но с гордостью - о том, что в развитие района они внесли свой неоспоримый и весомый вклад, шагая рядом… А начиналось всё просто.

Женщина непостижимой души

«Вы созерцаете звезду по двум причинам: потому, что она сверкает, и потому, что она непостижима. Но рядом с вами - сияние более нежное и тайна более глубокая: женщина». Эти замечательные слова принадлежат Виктору Гюго. Свою непостижимую звезду Иван Васильевич встретил случайно, в бурные студенческие годы. Он учился в Омском сельскохозяйственном институте на отделении экономики и агрономии, а Надежда Васильевна - в ветеринарном. Но она уже была на пятом курсе. Иван же Васильевич поступил в вуз после службы в армии и учился курсом ниже.

Юноша был профсоюзным лидером, и ему часто приходилось возглавлять поездки студенческого актива на сельско-хозяйственные выставки в Москву. В одной из таких поездок он познакомился с девушкой из ветеринарного института и пришёл к ней в общежитие. Но взор свой обратил на подругу новой знакомой - Надежду, да так влюбился, что свадьбу сыграли совсем скоро. Невеста была неописуемой красоты. Она и сейчас, несмотря на зрелый возраст, сохранила какую-то особую величавую стать и грациозность в движениях. Её глаза полны жизненного блеска, и в них сияют озорные искорки, особенно когда Надежда смотрит на своего Ваню, который некоторые эпизоды своей жизни и работы вспоминает очень эмоционально.

  • Ваня, да что ты разошёлся?! Не думай, что твоё мнение всегда было истиной в последней инстанции, - вот так спокойно погашает гнев своего мужа Надежда Васильевна.

Она его правая рука и опора в жизни. Находясь рядом с этой женщиной, в полной мере ощущаешь её внутреннюю силу. Её красота и обаяние сочетаются с твёрдос-тью и принципиальностью характера.

Там, где находилась Надежда Васильевна, всегда кипела жизнь и не было места равнодушию и пассивности. После окончания института её распределили в сов-хоз имени Ленина Абатского района. Умудрённый опытом директор совхоза Победоносцев всегда прислушивался к мнению и часто следовал советам молодого специалиста. В совхоз она приехала одна, а молодой супруг остался доучиваться и только через год прибыл к месту работы жены. Иван Васильевич начал свою трудовую биографию простым агрономом-экономистом.

Надежде было нелегко, но, несмотря на то, что внимания и большой любви требовали сын Василий, а потом и дочка Леночка, в 1963 году она окончила Пермский сельскохозяйственный институт и получила квалификацию «экономист». Она успевала везде, и на всех хватало любви, заботы и ласки.

В Абатском районе супруги проработали всего три года. И с этого времени жизнь семьи Зерновых стала подобна службе. До 1978 года они колесили по области. В их трудовой биографии Абатский, Голышмановский, Аромашевский, Сладковский районы. Последним пунктом назначения в 1978 году стал для семьи Тобольский район, куда Надежда Васильевна совсем не хотела ехать.

  • Я устала от бесконечных переездов, - говорит она. - Только обживёшься на одном месте, наладишь производство, а тебя опять переводят, и снова начинаешь с нуля. Но что делать, если так решила партия. А мы с мужем были, как ниточка с иголочкой.

Воистину, нет в мире большей силы, чем любящее сострадательное сердце. Увы, иной раз недостаёт слов, чтобы выразить глубину переживаемого момента, и тогда на помощь человеку приходят лучистый взгляд, дружеское объятие. И эти качества через всю жизнь пронесла Надежда Васильевна, удивительная и непостижимая во всём женщина, любящая жена, прекрасная мать, умелый организатор производства, за всех и всё душой болеющий человек.

«Время испытывает на верность, силу и усталость…»

В Тобольский район Ивана Васильевича направили поднимать сельское хозяйство. Он возглавил сельхоз-управление, а Надежда Васильевна - ветеринарную службу. К этому времени дети подросли, и супруги с головой окунулись в работу. Годы, прошедшие здесь, Зерновы относят к самому плодотворному периоду своей жизни, давшему бесценный опыт руководства.

Район был богат лесом, пушниной, рыбой.

  • Помню свою первую поездку в Заболотье. Мужики при мне невод вытянули, а в нём - огромные караси. Даже во время службы в Совгавани я такой крупной рыбы не видел! - с восхищением и гордостью рассказывает Иван Васильевич и тут же спрашивает. - А сейчас в Заболотье есть таких размеров карась? Что-то не слыхивал. Работать приходилось круглосуточно. Пристального внимания требовали и земледелие, и животноводство. Дойное стадо насчитывало почти 33 тысячи голов, было шесть тысяч свиней. Посмотрев на всё, опытный и умелый к тому времени руководитель определил направления по обновлению и строительству животноводческих комплексов, закупу сельскохозяйственной техники, обустройству подъездных дорог к малым деревням, в которых кипела трудовая жизнь.

Надежда Васильевна инициировала строительство ветеринарных станций в хозяйствах, терпеливо и настойчиво добивалась у областного начальства средств на возведение жилья для своих специалистов.

  • Помню, ночей не спала, - рассказывает Надежда Васильевна, - когда строили районную ветстанцию, гаражи и ла-бораторию. Так что в процессе я приобрела опыт строителя.

Вновь прибывший начальник был требователен не только к себе, но и к специалистам управления. Они это прекрасно понимали и знали, что если Зернов дал задание, то не забудет - спросит о его выполнении. О его волевом характере в районе узнали быстро. На ковёр к Васильевичу старались не попадать, а сразу наводили порядок в своём хозяйстве.

Работавшая в то время главным зоотехником в управлении сельского хозяйства Галина Дмитриевна Беломоина по-доброму и с улыбкой вспоминает:

  • За работу так спрашивал, что колени дрожали. Характер у Ивана Васильевича взрывной, но отходчивый. Уж если чувствовал, что обидел ненароком, приходил и обязательно извинялся. Он - работяга, сам трудился до десятого пота и от других требовал отдачи.

В беседе с Иваном Васильевичем и Надеждой Васильевной мы не могли не коснуться потенциала руководителей сельхозпредприятий, стиля руководства трудовыми коллективами. По оценке Зерновых, в целом кадры руководителей и специалистов были подготовлены.

  • Выделялись опытный руководитель совхоза имени XXII-го партсъезда Михаил Никитич Вешкурцев, а также Михаил Никифорович Писарев, Василий Гаврилович Черкашин, Николай Степанович Песцов и многие другие, - вспоминает Иван Васильевич. - Конечно, работать было невероятно трудно, но интересно. Вместе со специалистами управления сельского хозяйства мы разработали долговременные планы развития буквально по каждому хозяйству и району. Вопросам планирования в те годы уделяли огромное внимание. А уж выполнению намеченного - ещё больше. И контроль, и спрос были строжайшими. Мне кажется, нас время испытывало на верность делу, силу и усталость.

Работа во власти не была самоцелью

Неожиданное предложение возглавить район Ивана Васильевича не испугало. Просто он беспокоился, что в управлении сельского хозяйства только-только начали претворяться в жизнь задуманные планы, интересные идеи. - Работа во власти не была для меня самоцелью, - говорит Иван Васильевич. - Я понимал, что это ответственность за весь район. Но такова моя жизненная позиция: если я вижу, что могу что-то сделать, - делаю. Главный урок, который я вынес из этого этапа жизни: надо брать ответственность и инициативу на себя. Во время моей работы в райисполкоме не бывало, чтобы казна пустовала. Все трудовые коллективы района ощущали себя единой командой. Многое получалось. Но, безусловно, эти успехи были частью большой и кропотливой оргработы управленческого аппарата исполнительного комитета.

В своих действиях, если нужно было принимать не-простое решение, Иван Васильевич был принципиален, эмоционален, и эмоции эти часто перехлёстывали через край. Но Владимир Викторович Шестаков, работавший в то время вместе с Иваном Васильевичем, а ныне возглавляющий Башковскую администрацию, объясняет это так:

  • Он был хозяин, не боялся брать ответственность на себя и никогда никого не подставлял. Это человек беспредельной честности.

Задаю Ивану Васильевичу простой вопрос:

  • Какие острые проблемы района волновали вас в то время?

  • Примерно те же, что существуют и в наши дни, - отвечает он, - социально-экономическая сфера. Она всегда была сложной и останется таковой. Думаю, что и нынешнее руководство Тобольского района полностью согласится со мной. Всё, что связано с развитием производства, организацией быта и досуга людей, всегда сложно, непредсказуемо и требует максимальной отдачи. А специ-фика агропромышленного сектора делает некоторые моменты особенно сложными. Невозможно запланировать хорошую погоду во время посевной или уборочной страды. Нельзя быстро проложить хорошую дорогу и т.д. Но мы старались успевать в меру своих сил. И успевали. Строили животноводческие комплексы, школы, клубы, больницы. Ведь наиболее динамичное развитие нашего района, как, впрочем, и других, пришлось на 60-70-е годы прошлого столетия. Сегодня это время называют периодом застоя, но, уверяю вас, это не так! Столько, сколько строили в те годы, потом не строили никогда. Это факт. Теперь уже исторический. Но и безруких, безынициативных работников мой собеседник в своё время тоже повидал. Результаты их бездействия и некомпетентных решений и сейчас сказываются на жизни села. Иван Васильевич задумался и продолжил:

  • Трудно судить, как всё получалось у меня на деле, но я всегда старался вникать в заботы и нужды людей, ставить себя на место пришедшего в райисполком человека. Конечно, душевного спокойствия это не прибавляло, но тут уж ничего не поделаешь - такая работа. Помню, в те годы было заведено неукоснительное правило постоянно информировать население о том, что решили партия и правительство, что происходит в районе, какие возникают трудности. Ему следовали все руководители, в том числе и я.

Насколько могу судить, сейчас слабо ощущаются влияние и сила местных органов власти, далеко не всегда видны их конкретные действия. У меня душа болит за разрушенные фермы, поросшие березняком поля, на которых когда-то колосилась рожь, возделывали картофель.

Я и на пенсию ушёл после тринадцати лет работы в районной администрации только от того, что началась чехарда в реформировании властных структур. Уже девятнадцать лет на заслуженном отдыхе. А вот моя жена (смотрит на Надежду Васильевну и улыбается) покинула свой пост только в 70 лет. Патриотка, да и только! - Не представляла себя без работы, а сейчас вот всем говорю: уходить надо вовремя, о здоровье своём надо ду-мать, - с грустинкой в глазах сказала Надежда Васильевна.

И на пенсии дел хватает. Инициатива построить себе небольшой домик шла от хозяйки. Иван Васильевич рассказывает об этом с юмором:

  • Женщины вообще народ упрямый. Я говорю: «Зачем нам дом? Квартира хоть и старая, но нормальная». Нет, ей надо было деревянный и свой. Ну и сказал ей, чтобы строила сама - опыт-то есть. И строила! Вот, думаю, какая у меня жена, в ноги мужу не кланяется. Средств, которые у нас были, не хватило. Помогли областные власти, видимо, за многолетнюю работу и признание трудов Надежде Васильевне оказали помощь. А дом, видите, какой уютный! - восхищается Иван Васильевич. - Деревянный, но кирпичом обложен, поэтому кажется солидным. Хотя на фоне современных коттеджей в нашем микрорайоне он выглядит скромненьким. А зачем нам хоромы? Всем места хватает. Так что я доволен, что жена такой уютный домик выстроила. Теперь он наш родовой.

…И на двоих назначенный роман

Когда слушала рассказ супругов Зерновых об их жизненных испытаниях, перипетиях, бедах, убеждалась, что при всех невзгодах эти люди сохранили выдержку, чувство юмора и понимала, как ценно в человеке чувство благодарности к жизни. Сегодня у Зерновых четверо прекрасных внуков, которые также настойчиво добиваются поставленных целей.

Как и в прежнее время, жизнь Зерновых проходит в движении. У Ивана Васильевича своё хобби - он завёл курочек и неустанно за ними приглядывает, хотя Надежде Васильевне это занятие вовсе не по душе. - Я, что же, сложа руки буду сидеть? - возражает он на это супруге.

А ещё у них огромный сад-огород почти в 20 соток. И попробуй его обработай, когда тебе уже за 80! В нём чего только нет: и вишня, и яблони, смородина, и даже … мандарин.

Когда мы выходили из дома, Иван Васильевич и Надежа Васильевна попросили нас задержаться и пока-зали, каких размеров они выращивают лимоны на по-доконнике. Чудо! Один созревший фрукт подарили нам на память. Их небольшой домик утопает в цветах, которые делают жизнь пенсионеров красивее.

Уже прощаясь, мы заговорили о достоинстве человека. Супруги Зерновы были единодушны:

  • Ничем не заменить семью и традиции. Они формируют это качество. Мы консерваторы и придерживаемся вечных ценностей - дружбы и любви. Кстати, второго октября отметим 55-летие совместной жизни.

  • Разве можно столько лет прожить вместе без любви? - спросила Надежда Васильевна. Иван Васильевич с юмором ответил:

  • А если б не было любви, то мы с тобой сейчас не спорили бы по пустякам. Судьба связала нас прочными нитями.

Они прожили большую и замечательную жизнь. И всегда старались быть максимально полезными людям, где бы и в какой должности ни трудились. Сорок семь лет на двоих - таков их стаж работы в Тобольском районе. Многие селяне, особенно поколение восьмидесятых, их помнят и благодарны супругам Зерновым за добрые дела, беспокойный характер.

…А их роман, назначенный 55 лет назад, продолжается. И пусть он будет таким же красивым и головокружительным до конца их жизни, которая без остатка посвящена людям.