Медиакарта
17:21 | 29 марта 2024
Портал СМИ Тюменской области

Цена ошибки - жизнь

Цена ошибки - жизнь
12:03 | 18 сентября 2013
Источник:

Если десять лет назад медиков наказывали редко и максимум на 5 тысяч рублей, то сейчас за врачебные ошибки штрафуют чаще, и на миллионы. Что делать, если сомневаешься в правильности лечения?

Наказание через два года

Именно такой срок прошел между смертью тюменца от врачебной ошибки и компенсацией морального вреда его вдове. В августе 2011 года 65-летнему мужчине сделали плановую операцию в областном онкодиспансере. Через неделю его состояние ухудшилось, и его прооперировали повторно. А еще через 12 дней мужчина скончался. Вскрытие показало, что пациент умер не от онкологического заболевания, от которого его лечили в диспансере, а от пневмонии. Болезнь, которую не смогли диагностировать врачи, была настолько запущена, что мужчина просто задохнулся из-за гнойной интоксикации.

Осенью 2012 года его вдова потребовала от онкодиспансера 500 тысяч рублей в качестве компенсации морального вреда. Но суд Калининского округа ей отказал – в зал заседаний даже не были приглашены медицинские эксперты. И только в начале сентября 2013 года уже областной суд, в котором обжаловали приговор районного, обязал диспансер заплатить женщине 100 тысяч рублей.

Торг о здоровье

Почти два года пришлось искать правды и 47-летней тюменке, ставшей инвалидом из-за неправильного диагноза. Врач областной клинической больницы №2 перепутал инсульт с эпилепсией. Причем в ОКБ №2 женщина была доставлена с правильным диагнозом, который ей поставил врач скорой помощи.

В июле 2011 года, гуляя по городу, Татьяна почувствовала недомогание, «скорую» вызвали прохожие. Фельдшер, выявив инсульт, повез женщину в ОКБ №2. Там уверениям Татьяны, что эпилепсией она не страдает, не поверили, поставили капельницу и отправили домой. Но женщине становилось все хуже, и через пять дней она вызвала врача-невролога.

– Когда врач меня посмотрела, она сказала: «Они что, дураки, что ли?! У вас же инсульт! – рассказывает Татьяна. – Это было кровоизлияние в мозг, и я пять дней лежала. Это значит, что очаг поражения уже был гораздо больше, чем если бы меня сразу госпитализировали.

Сейчас женщину постоянно беспокоят головные боли, плохо действует левая рука, очень сложно передвигаться, даже опираясь на палку. Врачи признали женщину инвалидом второй группы с потерей трудоспособности в 80%.

Через год после инсульта начался суд, на котором работники больницы признали свою вину. Вот только с суммой компенсации они не были согласны. 400 тысяч рублей за моральный вред и еще 600 тысяч как возмещение утраченного заработка медикам показалось чересчур высокой ценой за собственные ошибки. За отказ заплатить добровольно суд оштрафовал больницу почти на 700 тысяч и обязал выплачивать женщине по 31 тысяче рублей каждый месяц до февраля 2014 года – когда Татьяна будет проходить переосвидетельствование на инвалидность.

Правда, по словам самой потерпевшей, денег, которые ей начали выплачивать весной этого года, едва хватает на курс реабилитации, а о лечении дорогими препаратами она и не мечтает.

УЗИ могло спасти

По уголовной статье была признана виновной Валентина Гашкова, акушер-гинеколог областной больницы №4 в Ишиме. Врач не провела нужной диагностики и подумала, что ее пациентка может родить сама. Из-за этой ошибки жительница города потеряла неродившегося ребенка и навсегда лишилась возможности иметь детей. Весной этого года больница заплатила потерпевшей 800 тыс. рублей за моральный вред. Исправить ошибки врача было уже невозможно. Но если бы перед родами было проведено обычное в таких случаях УЗИ – ребенок бы выжил и здоровье матери не пострадало.

В областном департаменте здравоохранения советуют обращаться к заведующему отделением или заместителю главврача, если пациент сомневается в правильности лечения. Если «разборки» внутри больницы не дали результатов – в самом департаменте существует отдел по контролю качества медицинской помощи, человек может пожаловаться туда.

Мнения экспертов

Елена Мельникова, старший помощник прокурора Тюменской области: «Теперь люди, которые считают, что их здоровью нанесли ущерб в больнице, обращаются в суд довольно часто. Причем требуют компенсации не только пациенты, которым причинен тяжкий вред. Сейчас в суде рассматривается иск 17-летнего парня, которому стоматологи начали неправильно исправлять косметический дефект прикуса. В результате потребовалось удалять четыре зуба и тратить около 60 тысяч рублей на исправление ошибок стоматологов. Причем результат все равно хуже его ожиданий.

В таких делах от судей требуется внимательно изучать документы медицинской экспертизы. А она проводится обязательно – пусть человек и обратился к нам уже с экспертными оценками. Ведь от результатов экспертизы, определяющих тяжесть вреда здоровью, зависит сумма компенсации.

К сожалению, суды понимают медиков не всегда – как, например, в деле с мужчиной, умершим в онкодиспансере. В больницах же очень редко признают свою вину. Ответственность по таким делам (а они имеют статус гражданских) несет медучреждение. Конкретный врач отвечает перед судом только в случае, если заведено уголовное дело. С иском человек может обращаться и в прокуратуру, и непосредственно в суд, но все равно в процесс включатся работники прокуратуры».

Евгений Чесноков, председатель правления НП «Тюменское региональное медицинское общество»: «В других регионах у медицинских учреждений возникают проблемы с выплатами пациентам, чьему здоровью нанесен ущерб неправильным лечением. У нас в области все 69 медицинских учреждений застрахованы. То есть медучреждение не экономит на пациентах, а миллионные компенсации платит страховая компания.

Конечно, врачу всегда необходимо совершенствовать свои знания, чтобы не навредить больному. Это прописано в Кодексе врача, который сейчас обсуждается медицинским сообществом страны. Многие предлагают заменить им клятву Гиппократа, так как в кодексе учтены современные реалии. В любом случае, врачи – не волшебники. Поэтому в принятом общественном договоре указано, что за здоровье пациента ответственен не только лечащий врач, но и он сам. Конечно, в этом случае речь о профилактике и своевременном обращении к врачу, а не о том, что больной должен диагностировать болезнь сам».

Татьяна Емельянова, сотрудник страховой компании: «Мы получаем в основном устные обращения, на полисе написан телефонный номер, по которому можно звонить консультанту. На звонки мы реагируем в течение дня – например, помогаем клиенту попасть к врачу, объясняем, за что не стоит платить.

Если же человек сомневается в правильности лечения, то по его письменному заявлению мы проводим проверку в течение месяца. По договору больница предоставляет врачам – независимым экспертам – все необходимые документы, историю болезни, результаты обследования. При необходимости назначаем очную экспертизу, в ходе которой врачи сами обследуют пациента. Но мы занимаемся только досудебной защитой его интересов. Если человек решает обратиться в суд – мы оказываем ему правовую поддержку, готовим данные экспертизы, но сами в процессе не участвуем».

Материалы полосы подготовил Сергей ШЕВЧЕНКО

Коллаж Ирины КАЙДАЛОВОЙ