В конце августа в Тюмени произошла страшная авария. Ранним утром на
улице Республики в дерево врезался автомобиль, ехавший на большой
скорости со стороны посёлка Боровский. В машине находились школьники, за
рулём отцовских "Жигулей" - 15-летний подросток. В аварии погибли трое
ребят из Муллашей.
Трагедия получила широкий общественный резонанс и привлекла внимание
уполномоченного по правам ребёнка при президенте РФ Павла Астахова.
К сожалению, это ДТП было не единственным, в котором пострадали дети.
Дорожные происшествия, случившиеся на территории "столичного" в
последнее время, стали поводом для заседания межведомственного
координационного совета по обеспечению правопорядка в Тюменском районе.
В работе совета приняли участие начальник областного ГИБДД Геннадий
Лоточкин, глава района Владимир Гультяев и его заместители, главы
сельских поселений, руководители учебных заведений.
"Все в Муллашах видели, что ребёнок ездит на отцовской машине. Никто, ни
один человек не остановил его. В этой гибели виноваты все мы, взрослые,
- говорил Геннадий Лоточкин. - В каждом селе в любой семье, где есть
машина, дети ездят на глазах у взрослых. Вытащите ребёнка из-за руля -
возможно, этим вы спасёте ему жизнь..."
Глава Муллашинского МО Дамир Назмутдинов рассказал, что машина сегодня
есть почти в каждом дворе, многие подростки ездят на них, и родители
прекрасно знают об этом. "Общего мнения, что так делать нельзя, - не
сложилось. На селе издавна повелось: чтоб не отвлекать от работы
взрослых мужчин, садили за штурвал трактора подростка... Изменилось
время, другой стала техника, но перемен в сознании людей не произошло.
Этого не случилось даже после недавней трагедии: в выходные снова
мальчишки были за рулём. Как это переломить - я не знаю ответа..."
"Есть закон, и он разрешает управление транспортным средством только
после совершеннолетия, - напомнил Геннадий Лоточкин. - Завтра эти дети,
уже привыкшие нарушать закон, вступят во взрослую жизнь. Необходимо с
малых лет побуждать их выполнять законы. Иначе - разгильдяйство,
мордобой и убийства на дорогах.
Наверно, нужен комплекс мероприятий в школах, - предлагал полицейский. -
Наверно, должны работать в этом направлении родительские комитеты.
Наверно, не должна быть равнодушной общественность. Наверно, надо
поднимать эту тему на сельских сходах. Наверно, нужны профилактические
рейды. Наверно, юных нарушителей и их родителей надо сразу же вызывать
на заседание комиссии по делам несовершеннолетних - в вашем районе КДН
работают активно".
В обсуждении темы безопасности дорожного движения активное участие
приняли главы поселений. Говорили они и о том, что пригородному району
выделяется недостаточно средств на тротуары, на светофоры, на уличное
освещение: "Как учить детей ходить по тротуарам, если этих тротуаров нет
и в помине?", "В наших сёлах интенсивность движения - почти как в городе,
а мы всё мыслим по-деревенски: как-нибудь в сапогах по обочине
дойдём...", "Посмотрите, сколько работников ГАИ стоит на федеральной
трассе, и ни одного - в селе..."
"Что касается дорог, то ни в какой другой области не делается столько,
сколько в нашей, - парировал Лоточкин. - Но не всё меряется деньгами.
Будут в деревне хорошие дороги - дети начнут носиться по ним с ещё
большим энтузиазмом, и разметка им будет нипочём. Мы здесь с вами должны
решить те вопросы, которые не требуют финансовых вливаний: как исключить
управление авто-мототехникой несовершеннолетними".
И в профилактической работе, и в патрулировании дорог необходимо участие
полицейских, но недавняя реформа органов внутренних дел сократила число
сотрудников ДПС - об этом тоже говорили главы поселений. На что
Лоточкин, как человек при погонах, ответил: "Так решило государство, и,
наверно, это правильно...". Но добавил: рота ГИБДД Тюменского района
вольётся в полк ДПС - а это уже не 80, а 500 человек, которые смогут
выезжать в муниципальные образования района и систематически отслеживать
ситуацию.
Темой обсуждения стало и людское равнодушие. В районе села Созоново
недавно произошло ДТП, в котором погибла целая семья, осиротел ребёнок,
оставшийся в живых. Виновник аварии находился в состоянии наркотического
опьянения и преодолел не один десяток километров прежде, чем выехать на
полосу встречного движения. Глава Созоновского МО Дмитрий Шевченко,
находившийся на месте аварии, рассказал: водители проезжавших мимо
большегрузных автомобилей говорили о том, что они заметили неадекватное
поведение человека за рулём БМВ. Но никто из них не позвонил в полицию,
не сообщил об этом посту ГАИ. Что этому виной: действительно незнание
номера телефона ГИБДД или пресловутая водительская солидарность?
Заместитель главы Тюменского района Светлана Иванова предложила в
ближайшее время провести в учебных заведениях педсоветы и родительские
собрания, где обсудить ДТП, в которых погибли дети. "Надо говорить о
том, что нельзя молчать, если видите ребёнка за рулём или неадекватное
поведение водителя. И работу эту проводить систематически".
Начальник управления образования Ольга Зимина сообщила, что в
образовательных учреждениях провели анализ профилактической работы по
безопасности дорожного движения. И хотя в целом делается немало, был
сделан вывод: необходимо работать не только с младшим и средним звеном,
но и со старшими школьниками, проводить "ликбез" для взрослых.
Геннадий Лоточкин предложил показать на педсоветах и родительских
собраниях жёсткие документальные фильмы, где показаны последствия
страшных ДТП с участием детей. А после этой шокотерапии поговорить с
родителями...
Только комплекс мероприятий может переломить ситуацию - таково общее
мнение. И, конечно, перемены в сознании каждого. "Все мы хотим, чтоб к
нашим чадам хорошо относились - и воспитатели в детсаду, и учителя в
школе. А как сами относимся к своему ребёнку? - говорил Геннадий
Лоточкин, напоминая о необходимости использования удерживающих
устройств при перевозке малышей в автомобилях. Впрочем, речь не только о
детских креслах...
Мария КОРАБЛЁВА.