Медиакарта
23:58 | 19 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Кластерный подход

Кластерный подход
11:05 | 20 сентября 2013
Источник:

Государство определилось с перспективными зонами

В Тюмени завершился международный инновационный форум «НефтьГазТЭК», организаторами которого выступили правительство Тюменской области и Тюменская областная Дума. Четвертый по счету.

Открывая форум, губернатор Тюменской области Владимир Якушев говорил, что Тюменский международный форум задумывался как площадка, где собираются представители нефтегазового комплекса, науки и власти, чтобы обсудить наиболее острые проблемы развития отрасли и наметить пути их решения. Результатом предыдущих форумов стали конкретные предложения, вылившиеся в законодательные инициативы. В частности, в последние изменения федерального законодательства в части уменьшения ставки налога на добычу полезных ископаемых на сложных месторождениях внес свою лепту, в том числе, и тюменский форум. «Не определяющую, конечно, но внес».

Глава региона отметил, что на пленарном заседании выступают только профессионалы и пожелал участникам плодотворных дискуссий, которые должны воплотиться в дельные решения.

Модератор Константин Симонов, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности, заведующий кафедрой прикладной политологии Финансового университета при Правительстве РФ, всячески подогревал губернаторский посыл.

Основным докладчиком на пленарном заседании был генеральный директор ФГУП «ЗапСибНИИГГ» Игорь Шпуров. Доклад назывался: «Перспективы геологоразведки и недропользования в развитии Западной Сибири». Директор сразу же оговорился, что выступает по поручению Федерального агентства по недропользованию и не будет особо останавливаться на каких-то статистических данных (при желании их можно найти), а сразу перейдет к сути.

Западная Сибирь была и в ближайшее время не только останется основным источником добычи нефти и газа страны (нефти здесь добывается более 60%, газа – более 90 процентов), но и обладает наибольшим объемом перспективных ресурсов. 67 процентов всех не вовлеченных в разработку запасов России находятся в Западной Сибири. Здесь сосредоточено 44 процента всех объемов суммарных ресурсов РФ, включая шельф, из которых опоисковано лишь около половины.

Директор не стал вдаваться в различия между ресурсами и запасами – не было необходимости. Тем не менее добыча нефти в Западной Сибири после бурного роста первой половины «нулевых» снижается уже четвертый год подряд. И возникает два вопроса: кто виноват? и что делать?

Понятно, что важнейшей причиной падения добычи в Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции является снижение добычи на зрелых месторождениях вследствие их истощения. Задача стабилизации уровней отбора на зрелых месторождениях – компетенция нефтегазовых компаний (внедрение методов нефтеотдачи пластов и т.д.). Большую роль здесь играет государство (в части экономического стимулирования). «Это очень важная задача, требующая отдельного разговора». Докладчик сосредоточился на оценке возможности поиска и ввода в разработку новых запасов.

Теоретически имеющиеся на сегодняшний день запасы и ресурсы могут позволить существенно нарастить добычу. Так, например, потенциальные резервы для стабилизации и увеличения добычи нефти на территории Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции достаточно велики и составляют около 8 миллиардов тонн. Еще более радужная картина проявляется, если посмотреть на обеспеченность запасами нефтегазовых компаний – от 30 до 50 лет. Казалось бы, в этих условиях ничто не мешает не только стабилизировать добычу, но и существенно увеличить отбор нефти.

На практике же ничего подобного не происходит. Запасы и ресурсы сосредоточены на большой территории, их освоение требует значительных вложений не только в разработку и обустройство промыслов, но и в создание региональной инфраструктуры, широкой сети коммуникаций, связывающих новые районы с уже освоенными. При этом месторождения, как правило, не очень крупные, к тому же содержат трудноизвлекаемые запасы, требующие применения новых инновационных технологий при их освоении.

Все это сказывается на экономических показателях возможного ввода месторождений в разработку. Из 742 месторождений на территории Западной Сибири в разработку введены 339. В 2012 году введено в разработку лишь 10 месторождений. То есть не используется не только ресурсный потенциал, но даже потенциал запасов.

Отсюда второй вопрос: что делать? Надо ясно понимать, подчеркнул докладчик, что простым предоставлением налоговых льгот эту задачу не решить. Необходим целый комплекс мер, начиная с создания новых технологий поиска, разведки и разработки месторождений, содержащих трудноизвлекаемую нефть, до новых решений в области обустройства.

Одна из важных составляющих, позволяющих решить эту большую и крайне сложную задачу, – создание территориально-производственных кластеров, объединяющих с помощью общей структуры сложные и небольшие месторождения. В этом случае создается мультипликативный эффект, позволяющий получить итоговую кумулятивную прибыль от реализации всего проекта целиком. Конечно, в данном случае необходимо содействие как региональных, так и территориальных органов власти, помогающих не только в предварительном геологическом изучении и своевременном лицензировании территории, но и позволяющих через систему налогового стимулирования создать условия для формирования коридора коммуникаций и социально-экономического освоения территории.

Пример такого подхода в Западной Сибири есть – это Уватский проект, где создан территориально-производственный кластер. Благодаря такому подходу за 10 лет уровень инвестиций только в геологоразведку здесь вырос в 10 раз! По сути, создан новый нефтедобывающий район, уже производящий почти 10 миллионов тонн нефти в год, что способствует той самой стабилизации добычи.

По мнению директора, который, по всей видимости, излагал не только позицию института («ЗапСибНИИГГ» ведет эту работу), но и Федерального агентства по недропользованию, «реализация такого подхода и должна стать основой дальнейшего освоения территорий Западной Сибири».

Порядок действий при этом предлагается следующий: 1. Геолого-экономическая оценка территории, позволяющая выявить наиболее перспективные участки. 2. Концентрация на этих участках работ за счет средств федерального бюджета, обеспечивающих высокую геологическую изученность, интерес потенциальных недропользователей и, соответственно, эффективное лицензирование территории. 3. Создание на уровне субъектов РФ административных, налоговых и других преференций, позволяющих создать основу для социально-экономического освоения территории.

Федеральным агентством по недропользованию определен перечень перспективных зон России. На территории Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции таковых три: Карабашская (она захватывает юг Тюменской области), Юганско-Колтогорская и Енисей-Хатангская. По всем этим трем зонам составлены подробные программы, «и одна из концепций Федерального агентства по недропользованию заключается в том, чтобы сосредоточить геологоразведочные работы именно в этих зонах, с тем расчетом, чтобы создать основу для лицензирования и дальнейшего освоения территории».

Работа началась в прошлом году. «И что для нас особенно важно: государство повернулось (поворачивается) к Западной Сибири лицом». Если в 2012 году на Западную Сибирь было отпущено 913 миллионов рублей, то в 2013 году – 1,6 миллиарда, на 2014 год в планах, без новых объектов, стоит – 2,7 миллиарда рублей. «Цифры не очень большие, но рост в 3 раза».

То есть концентрация средств на перспективных территориях позволит существенно повысить эффективность. На сегодняшний день уже можно говорить о первых результатах. Часть территории изучена за счет средств федерального бюджета и отлицензирована. Несколько компаний успешно занимаются поисковыми работами («Сургутнефтегаз», «Ропсол» и другие, мелкие).

Кстати, частью Карабашской зоны является Тобольский проект (открытие новых месторождений позволило существенно продвинуть границу нефтегазоносности на юг), названный по аналогии с Уватским. Федеральное агентство по недропользованию здесь планирует подготовить к лицензированию 24 участка. Перспективные извлекаемые ресурсы Тобольского проекта оцениваются в 350 миллионов тонн. За 5 лет открыто 13 месторождений с извлекаемыми запасами 60,5 миллиона тонн, в том числе одно из трех крупных месторождений, открытых на территории Западной Сибири за 10 лет. Суммарный потенциал только Тобольского проекта оценивается не менее чем 7 миллионов тонн в год.

В результате реализации программы на территории трех перспективных лицензионных зон (докладчик назвал, что должно быть сделано) прирост востребованных запасов нефти составит 7 миллиардов тонн, что позволит снизить темпы падения и, возможно, даже стабилизировать добычу нефти в Западной Сибири.

Словом, ориентированный на конечный результат подход, предусматривающий концентрацию геологоразведочных работ на территории трех перспективных зон и дальнейшее лицензирование перспективных участков, а также помощь органов власти, в том числе субъектов Российской Федерации (как это имеет место быть в Уватском проекте), позволит если и не стабилизировать добычу, то существенно снизить падение.

«Что скажет практика?» – модератор обратился к вице-президенту НК «ЛУКОЙЛ», генеральному директору ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» Сергею Кочкурову. Он в относительно недавнем прошлом был главным инженером, поэтому мог говорить о практике во всех ее проявлениях.

Кочкуров был краток: его беспокоили мелкие недропользователи, которые сидят на лицензионных участках и ничего не делают. Надо бы власть употребить, забрать участки, если не выполняются лицензионные соглашения.

Нужно отметить, обеспокоенность крупных нефтяных компаний наличием не разрабатывающихся лицензионных участков на юге области – это что-то новое. «Потому и не забирались, – тихо заметил мой сосед слева, – что никому не были нужны». Зал хотел знать о планах. Сергей Кочкуров предпочел не вдаваться в детали ни относительно своей компании, ни тем более других крупных компаний. «Пытайте его», – указал он на Шпурова. Тот развел руками: «Я-то уж тем более не уполномочен». Зал, что называется, крепко задумался – воплощался в жизнь тот самый кластерный метод.

Автор: Сергей ШИЛЬНИКОВ