«Профессий много, призвание одно» – гласит известное выражение. Оно в полной мере характеризует Виктора Николаевича Сорокина из Александровки. Около трёх лет назад он вступил в местную добровольную народную дружину, а в настоящее время является начальником штаба ДНД.
– Почему решили стать дружинником? – интересуюсь я. В моём представлении дружинник – это крепкий молодой человек, который в состоянии скрутить дебошира. А собеседник мой – мужчина, скажем прямо, возраста предпенсионного, лет так под шестьдесят: худенький, невысокий.
– Да Петрович уговорил, – с улыбкой отвечает Виктор Николаевич.
Этих слов было достаточно, чтобы всё встало на свои места. Петрович, то есть Андрей Петрович Москальцов – старший участковый уполномоченный полиции на территории Александровского сельского поселения. Про таких говорят – настоящий хозяин участка: знает всё и всех на своей «земле».
– Не тяжело Вам?
– Нормально. В пятницу, субботу и воскресенье выхожу на дежурство в клуб. Или с участковым на вызовы отправляюсь. Я не только с Петровичем на Александровской территории работаю, но и с Антоном Хоренко на Усовскую выезжаю: мотаемся по всем деревням, – рассказывает Виктор Николаевич.
– Вызовов много бывает?
– По-разному. Иногда спокойные сутки выпадают, а когда всю ночь на происшествии. То пьянки, то семейные скандалы разбираем, – пожимает плечами начальник штаба ДНД.
Всего в местной дружине состоит три человека: двое живут в Александровке и один в Михайловке. Кстати, один из них – молодой парень, не так давно демобилизовавшийся из рядов российской армии. Три добровольца на всю территорию? Мало!
– Вы думаете так просто дружинников набрать? – в ответ на моё удивление задаёт вопрос участковый Москальцов. – А Николаевич – мужик юридически подкованный: жил на Севере, долгое время работал в судебной системе. В старики ему ещё рано записываться, чтобы на лавочке сидеть, вот и предложил ему стать дружинником. А происшествия случаются в основном в тёмное время суток и при любой погоде. Тратить своё личное время на вызовах желающих мало.
По словам «хозяина участка», дружинники выполняют тяжёлую, но крайне необходимую работу. В том числе выступают понятыми, свидетельствуют в суде или помогают утихомирить разбушевавшегося гражданина, доставить пьяного домой, чтобы не замёрз бедолага морозной зимой. Или, например, задержали полицейские нетрезвого человека на улице, а где ночью двух понятых найдёшь, чтобы процедуру медицинского освидетельствования провести? Не станешь же добропорядочных граждан будить, которым ни свет ни заря на работу подниматься. Выручают дружинники. У участкового уполномоченного имеется «Drager» (анализатор паров этанола в выдыхаемом воздухе), то есть чемоданчик со знаменитой трубочкой, при помощи которого и проводится медосвидетельствование.
– Каждая работа должна оплачиваться. Сколько же получают дружинники? – интересуюсь я.
– За выход на дежурство (а это четыре часа) платят тридцать рублей, с которых ещё подоходный налог берут. На пачку сигарет не хватает. А дружинники, пока со мной подежурят, и по две пачки выкурят, расстройств достаточно. Бывает, что в районный центр надо не раз съездить, пока дело рассматривается. И это всё тоже за свой счёт, – говорит Андрей Петрович.
…Пьяные драки, семейные скандалы и другие нелицеприятные вещи являются неотъемлемой частью службы участкового уполномоченного полиции. Как принято говорить, это его работа, за это он деньги получает. Представители добровольной народной дружины оказывают неоценимую помощь сотрудникам правоохранительных органов, как бы пафосно это не звучало, из идейных соображений, просто потому, что хотят помочь в охране общественного порядка родного села.