Медиакарта
5:11 | 24 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Александр Зыков: «Для меня счастье – трудиться на родной земле»

Александр Зыков: «Для меня счастье – трудиться на родной земле»
11:05 | 25 сентября 2013
Источник:

Самое большое картофельное поле в Тюменском районе у ООО «Сибторговощ»

Юбилейная территория – Тюменский район – известна рядом успешных крупнотоварных сельхозпредприятий.

– Тем не менее советую познакомиться с ООО «Сибторговощ», созданном десять лет назад в поселке Решетниково, – посоветовал мне заместитель главы района Сергей Джанбровский. – У них стабильная экономика и довольно любопытные подходы к производству.

– Где у вас контора? – спросил у молодого человека по прибытии на производственную базу этого общества с ограниченной ответственностью.

– А у нас ее как бы и нет!

Ответ меня не удивил. О генеральном директоре Александре Зыкове до знакомства я поинтересовался в крестьянской энциклопедии области. В совхозе «Опеновский», куда был направлен после окончания Тюменского сельхозинститута, он дважды признавался лучшим экономистом Ишимского района. Прогрессивные методы в хозяйственную деятельность сельхозпредприятий Александр Владимирович продолжал внедрять на ответственных постах в областном и районном партийных комитетах, в научно-исследовательском институте, на административной работе… Я как-то читал в газетах о достижениях совхоза «Факел», которым с начала 90-х руководил Зыков. Помнится, там за выдающиеся успехи (за два года!) получили звание заслуженных работников сельского хозяйства России аж четырнадцать человек! Это преуспевающее предприятие газовиков выстроило производственную цепочку «от поля до прилавка». Занимались в нем производством зерна, овощей, свинины и говядины, молока, имели и собственную переработку.

– Раньше был социализм, – говорит Александр Владимирович. – Сегодня те правила неприемлемы. Не представляю, как это у меня может быть персональный водитель… Шоферы должны на грузовиках зарабатывать деньги. Вместо конторы у нас маленькая забегаловка, где мы с двумя заместителями встречаемся утром и вечером на пять минут.

Я слушаю директора ООО «Сибторговощ» и после первого впечатления придумываю заголовок для будущего материала. «Партаппаратчик с современным мышлением». Тут же становится стыдно за нелепость. Зыков – экономист, это профессия для живых и ищущих умов. У них не может быть косного мышления. Главное – творчество и трезвый расчет в любой ситуации. Было время, когда наш сельхозинститут, можно сказать, штучно готовил экономистов-организаторов, то есть хороших управленцев. Они основательно учились и овладевали агрономией, зоотехнией, механизацией, земледелием… У Зыкова, наверное, и агронома нет?

– Агрономов у нас нет, – как будто угадал мои мысли Александр Владимирович. – Сегодня многие хозяйства стараются посевные площади не увеличивать, а поднимать урожайность. У нас она невысокая – в среднем немногим выше 150 центнеров с гектара. Мы идем другим путем – почти не покупаем и не вносим минеральных удобрений и пестицидов. Нынче, к примеру, только на 117 тысяч рублей против колорадского жука поработали. Другие вкладывают в химию миллионы… и имеют себестоимость картофеля свыше пяти рублей за килограмм. У нас она в три раза меньше, и при этом клубни экологически чистые и здоровые. Здоровая при этом и экономика предприятия.

– Есть ли зависимость между чрезмерным применением химии и сохранностью картофеля?

– Это уже очевидно. Я вообще не верю в химию. Сегодня, не зная от чего, часто умирают люди. На рынке представлены тысячи различных препаратов – и часто непонятно их действие на человека.

– Какие сорта вы отбираете?

– Пять засухоустойчивых сортов... Чтобы уйти от полива. Почему? Когда ты поливаешь картофель, он хранится плохо. К тому же растет себестоимость. Чтобы качать воду из прудов, рек, озер и других водоемов, требуется специальное разрешение, которое трудно выходить, да и поливочные машины дороги… Так что опираемся на опыт наших дедов: они не поливали картошку.

ООО «Сибторговощ» начало подниматься с 50 гектаров. Сегодня имеет 532 га картофеля , 3 га засажено морковью, 2 – свеклой и на 600 посеяны зерновые. Постоянно здесь трудятся 20 человек, привлеченных немного больше. Зыков считает, что это оптимальный вариант для его предприятия, поскольку оно должно быть управляемым. Немаловажно и поддержать местные рыночные устои. Для того чтобы обеспечить высочайшую эффективность, Зыков делает ставку на приобретение земли в собственность и не имеющую примеров в агропромышленном комплексе энерговооруженность. Такого широкого набора разнообразных машин и механизмов в регионе нет ни у кого! И механизаторы у него – каких поискать!

Рассмотрим вначале земельный вопрос. Подъезжая к поселку Решетниково, видел мало обработанной земли, много занятой, но заросшей бурьяном. Зыков в основном покупает гектары на болоте, которые собственники паёв при всем желании не смогли бы обрабатывать. Когда-то с этих мест вывозили в топки ТЭЦ-1 торф. В засушливые годы заросли из камыша, кустарника и деревьев с остатками торфа представляли из себя пожароопасную смесь. Мощные бульдозеры и экскаваторы сельхозпредприятия вначале корчуют и очищают будущие поля, затем дискуют, фрезеруют и пашут. Для дорог вынимают грунт до твердого основания и специальной дорожной техникой создают полотно. Одновременно роют каналы для осушения массивов. За последние пять лет таким образом введено в оборот 800 гектаров болот, отсыпано 15 километров дорог, построены мосты, один из которых – на съезде с Салаирского тракта – в капитальном исполнении.

Таких неосвоенных земель в Тюменском районе немало. И распространенное мнение, что на территории уже пахать и сеять негде, можно оспорить. Вот только осваивать такие земли мешают чиновники от недропользования. По их разумению, видимо, лучше пусть землица и дальше горит и зарастает бурьяном. Или вот еще один нюанс: на поле, где слой торфа в один метр, просто невозможно вести сельскохозяйственные работы. Требуется хотя бы полметра этого мягкого плодородия убрать на другое, менее «пуховое» поле. К примеру, на малоплодородный песок. Обычное крестьянское дело! А вот чиновники растолковывают это по-своему. Если ты перемещаешь землю для производственных целей, то непременно должен получить на это лицензию. А для ее получения следует земли сельхозназначения перевести в горный отвод. То есть, извините, картошкино поле уподобить золотому прииску. А коли переводишь земли в горный отвод, то должен ее, оплаченную за свои кровные, бесплатно передать государству. Спрашивается, где же здравый смысл?

Чиновники из департамента недропользования Зыкова штрафуют, запрещают… По этой причине вот уже два года продолжается судебная тяжба. Дошли до Верховного суда. Стало легче дышать, когда в дело вмешался заместитель председателя областной Думы Виктор Рейн. Гонения на время прекратились...

Едем с Александром Владимировичем по недавно построенным дорогам. В одном месте мощнейший погрузчик с объемом ковша в пять кубов (такого даже у дорожных строителей нет) загружает в большие самосвалы перегнившие остатки из бурта. В другом – экскаватор с тяжелым бульдозером наступает на болотную целину.

– Сейчас я тебе покажу поле первого года, – говорит Зыков.

Мой спутник рукой раскрывает гнездо сорта «розалинд» с 15 клубнями просто превосходного вида! Здесь урожайность, пожалуй, на рекордные 300 центнеров потянет!

– Смотри, – восхищается Зыков, – ни одного мелкого клубня и никаких признаков болезней!

До чего же приятно видеть увлеченного человека! Невольно вспоминаю его откровение: «Для меня работа, как игра… азартная игра».

– Да, земелька здесь картофельная! – восторгаюсь увиденным.

– Почвы за Верхним Бором легкие. Песок и торф. В свое время Салаирка 700 гектаров картошки сажала, Новотарманск имел значительные площади… развалились эти и другие хозяйства. Если бы мы в девяностые годы сохранили директоров – настоящих вожаков сельхозпроизводства, которых во время перестройки выкинули с трудной работы, наши села были бы куда успешнее. А так – утратили ухоженные земли.

Не все сегодня, как «Сибторговощ», могут осваивать болота, вывозить в больших объемах торф на песок. Да к тому же такого набора техники нет ни в одном сельхозпредприятии области: помимо сельхозагрегатов имеем пожарные и ассенизаторские машины, микроавтобусы, бензовозы, мощные краны, трал… Каждый год инвестируем в технику и модернизацию производственной базы около 30 миллионов рублей. Привечаем хороших механизаторов, которые не нашли применения в селах и деревнях области. Вот, например, Александр Кайгородцев. Нашел его в селе Киево Ялуторовского района. Талант у парня! Недавно третье место на областных соревнованиях пахарей занял. Таких ценить и уважать надо.

Разговор о тружениках предприятия продолжился в столовой (в ООО «Сибторговощ» бесплатное трехразовое питание, две кофе-паузы в течение рабочего дня). Зыков познакомил меня с заместителями. Валерий Тимофеев пришел с аккумуляторного завода, где был заместителем генерального. Виктор Бахтеев с Александром Владимировичем – с «Факела». Вместе идут по жизни. И получают от работы огромное удовольствие.

– Просите дать оценку нашему хозяйству? – переспрашивает Валерий Иванович. – Живем только на свои деньги, нет ни руб-ля кредитов, ни рубля лизинга… Высочайшая производительность позволяет нам совершенствовать материально-техническую базу, покупать хорошую технику, привлекать старательных и умелых работников. Успешно заложили семенной фонд, уже пять тысяч тонн товарного картофеля на хранении. Остальной урожай поставляем в крупные города России и северные округа. Проблем с реализацией нет – экологически чистая продукция востребована повсюду.

...На обед приходит бригада Андрея Строканя с сортировки.

Со мной рядом, как выясняется, присаживаются четверо братьев Куштановых. Они из села Лопазное Сладковского района. Работы там, по словам братьев, никакой нет. В прошлом году Дмитрий в первый раз приехал в «Сибторговощ» и два месяца проработал разнорабочим.

– За уборку получил 91 тысячу рублей, – отвечает он на вопрос. – Вчетвером надежно поддержим семью.

Показал Зыков и человека, который из-за бюрократических проволочек уже десять лет не может получить российское гражданство. Другой по этой же причине может остаться без пенсии. Зыков вник в суть претензий к его работникам и настойчиво сам выхаживает нужные бумаги. Считает себя обязанным нести ответственность за этих людей, коли взял их в трудовую семью.

За разговором о сельских проблемах обходим с Зыковым производственную базу. Заходим в хранилище (контейнеры с клубнями под потолок), из него – галерея на новенький склад готовой продукции, недавно построенные гаражи, мастерская, на выходе – магазин по продаже картофеля и овощей. На все наводится «лоск» – покрывают сайдингом. В идеальном состоянии сортировка. В бетоне и асфальте производственные площадки и проезды. Небольшая свиноферма. Сад возле гостиницы.

– Это вы готовитесь к юбилею района?

– Сначала мы отметим свое десятилетие, – улыбается Александр Владимирович, – причем сразу же после уборочной. Будут людям хорошие подарки. А двоих за добросовестный труд (в течение нескольких лет) отметим автомобилями.

– Простите, я не вижу среди работников хозяйства ваших родственников. Неужели никого не готовите в преемники?

– У меня обеспеченные дочери: одна в Германии, другая в Москве. И их интересы далеки от сельхозпроизводства. Придет время, бизнес передам соратникам, а дом с двухгектарной усадьбой и рукотворным прудом отдам детскому дому. Для меня же великое счастье – трудиться на родной земле. Видно, крестьянские гены очень сильны.

Автор: Валерий ИКСАНОВ /фото автора/