Вся деятельность органов местного самоуправления, все сведения о ней, за исключением тех, что являются государственной тайной, должны быть открыты для всех. Если люди видят и знают, чем занимается самая близкая к ним власть, проявлений коррупции не возникнет. Народ не промолчит, если власть начнёт действовать вопреки его интересам. О принципах работы муниципальных служащих, о формировании кадрового резерва и о многом другом мы беседуем с руководителем аппарата Главы Голышмановского района Н.В. Шаховой.
– Наталья Васильевна, какими правилами руководствуются муниципальные служащие в случае возникновения конфликта между служебными обязанностями и личными интересами? Что запрещается?
– У нас в Администрации есть Кодекс профессиональной этики муниципальных служащих. В нём прописаны принципы поведения служащих. Основной долг – руководствоваться интересами населения и отстаивать их в процессе принятия практических решений. Честность и бескорыстность – непременные условия служебной деятельности. Личная репутация каждого муниципального служащего является основой авторитета органа местного самоуправления. За несоблюдение Кодекса предусмотрена дисциплинарная ответственность, нарушения учитываются при проведении очередной аттестации, при премировании.
– Приходилось ли использовать такие меры воздействия на сотрудников?
– Нет. Пока ограничивались только беседами. Даже если при обращении в органы власти посетитель ведёт себя некорректно, повышает голос, муниципальные служащие должны быть неизменно вежливыми, спокойными, тактичными, не позволять грубости в ответ.
Если гражданин находится на муниципальной службе, ему запрещается занимать другие должности в органах власти, заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц. Запрещено заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой. Чтобы урегулировать конфликт интересов, который может возникнуть, служащий должен написать соответствующее заявление работодателю и уведомить об этом. В прошлом году несколько сотрудников Администрации занимались научной и преподавательской деятельностью, в этом году таких примеров нет.
Каждый муниципальный служащий предупреждён, что не может получать вознаграждения, услуги, подарки от юридических и физических лиц в связи с выполнением должностных обязанностей, использовать в неслужебных целях информацию, финансовые и материально-технические средства, предназначенные только для служебной деятельности.
– Требование, которое предъявляется к государственным служащим — предоставление ими сведений о доходах и имуществе, находящемся в собственности, называют «тестом на честность». Что указывается в этой справке? Кто проверяет эти сведения? Были ли выявлены какие-либо нарушения?
– Справки подаются до 30 апреля, но в этом году изменена норма закона, которая указывает, что, если муниципальный служащий за последние три года совершает покупку, которая превышает полученные доходы, то срок предоставления справки – до 1 июня. Таких случаев у нас нет. Нет и сведений о том, что имеются банковские счета за пределами Российской Федерации. До подачи справок проводим семинар, беседуем индивидуально. Если раньше в сведениях отражали только кредиты, превышающие размер в сто минимальных зарплат, теперь указываются все счета, кредитные, зарплатные карты. Имущество, даже если оно долевое, капитальные постройки, к примеру, гараж, земельные участки, даже если участок под многоквартирным домом. Различные пенсии, социальные выплаты, субсидии, материнский капитал, полученные займы, паи в денежном выражении. Проверкой сведений занимается прокуратура. Пока серьёзных замечаний не было.
– В кодексе профессиональной этики отражён портрет идеального муниципального служащего. Кто может устроиться на работу в органы власти? Как формируется кадровый резерв?
– В областном конкурсе по его формированию наш район занимал второе и третье места. В этом году тоже будем участвовать, работа по отбору кадров у нас ведётся на достаточно высоком уровне. Начну с того, что необходимо соответствующее образование, стаж. Большинство устраивающихся на работу состоят в кадровом резерве. Проходят стажировку, предусмотрен испытательный срок три месяца. Срок нахождения в резерве — пять лет. Если за это время кандидатура не востребована — исключается из списка. Раз в месяц проводим заседание по кандидатурам, которые направляют заявление на включение в кадровый резерв. Основными при отборе кадров являются предложения аттестационной комиссии, главы района, его заместителей, учитывается характеристика с прежнего места работы. На 38 должностей предусмотрено формирование кадрового резерва, на это количество он и сформирован. Всего же включены в кадровый резерв 72 человека. В этом году мы проанализировали сведения о выпускниках школ района за пять лет, выяснили, где учатся наши ребята. Оказалось, очень интересные и нужные району специальности получают многие: учатся на специалистов по управлению персоналом, на инженеров, агроэкологов. Ставим задачу сделать так, чтобы они возвращались на родину, работали, находили применение своим способностям. Планируем направить им анкеты, будем включать в кадровый резерв. К примеру, Ражевская школа подала списки на десять человек, школа №4 – на 47. Рекомендовали тех ребят, которые уже имеют достижения в учёбе, в общественной жизни, спорте.
– Наталья Васильевна, если люди недовольны работой муниципальных служащих, куда могут обратиться? Поступают ли от населения жалобы на сотрудников аппарата Администрации?
– Доступны все виды обращений. Можно письменно, можно по интернету через блог главы района. В течение тридцати дней вопрос будет рассмотрен. Если недовольны работой муниципального служащего, следует обратиться к курирующему заместителю главы либо к главе района Александру Васильевичу Желтоухову, который ведёт приём каждый последний понедельник месяца. В сентябре начинаются встречи руководства района с населением сельских территорий. Здесь люди могут задать любой вопрос непосредственно руководителям. Получить ответ из первых уст.
– Не планировали поменять форму проведения таких сходов? Они проходят по одному сценарию из года в год, и проблемы практически везде поднимают люди похожие.
– На последнем заседании совета глав было предложение, чтобы каждый руководитель за отдельным столом вёл свой приём на территориях. Но всё-таки решили оставить ту форму, которая традиционно сложилась в нашем районе. Если раньше преобладали вопросы общественные, например, по строительству дорог, колодцев, то сейчас больше личных просьб: помочь конкретной семье, отдельному человеку. Совсем необязательно ждать схода, чтобы высказать свою проблему. Можно обратиться в приёмную Администрации района, там посоветуют, к какому специалисту записаться. Сходы помогают органам власти в решении многих вопросов. Например, в прошлом году вели долгую переписку с руководством железной дороги по закрытию переезда в Гладилово. Приложили материалы схода, и через десять месяцев переезд вновь открыли для движения. Материалы схода направили и по вопросу отмены электрички, ждём ответа. Как показывает практика, совместными усилиями можно решать конкретные задачи.