У историка В. Бердинских есть интересная книга «Россия и русские», где много говорится о давней традиции на Руси по отношению к старикам, и приведены воспоминания людей. Вот некоторые из них.
«Раньше почитали стариков, с каждым здоровались… Поперёк слова не скажут». Или – «С почестями ко всем старым относились. Идёт старик по дороге - не свернёшь, раза три поклонишься». И ещё: «В многодетных семьях, где стариков не было, обязательно приглашали в дом старушку. Она и детей нянчила, игрушки детям делала, по хозяйству помогала… Плела лапти, глядишь, и невестке шкатулку смастерит…»
Так почему же всё изменилось и в современном обществе всё больше и больше одиноких людей? Конечно, жизнь непредсказуема и случается всякое. Бывает детей нет, или они ушли из жизни раньше родителей, а внуки выросли и разъехались далеко и нет у них возможности, а может, и желания забрать к себе стариков. Вот и остаются в опустевших домах одинокие бабушки и дедушки. Пока позволяет здоровье обеспечивают себя сами, а когда годы берут своё, встаёт вопрос, что же делать с такими одинокими? Тогда и приходят на помощь сердобольные дальние родственники да добрые соседи.
Когда в 2007 году правительством России был запущен проект «Приёмная семья для пожилых людей», то на него откликнулись во многих субъектах РФ. Но, как выяснилось, одиноких стариков на селе брали в семьи и без этого проекта. И пример тому история Марии Ивановны Ерёминой и Нины и Виктора Шафранских.
Бабушке Маше 93 года. В Абатский район их семья приехала, когда девчушка была ещё совсем маленькой. А жизнь женщине довелось прожить в деревне Черемшанка. Она родилась 22 марта в 1920 году. Семья была большой – шесть ребятишек. Маша, как вспоминает она сама, росла «посерёдке». А значит, приходилось и старшим помогать, и младших нянчить. В школу, конечно же, ходила. Только недолго. Отучиться довелось лишь четыре класса. А потом начались трудовые будни.
- Работала везде, куда пошлют, - рассказывает старушка. – Была и техничкой в школе и в сельском клубе, а последние годы разнорабочей в колхозе.
Когда началась война, у Марии на руках была уже маленькая дочка. На вопрос как жилось тогда, отвечает: «Трудно». Хотя и всю её жизнь не назвать лёгкой. Работала, растила детей, переживала их болезни и неудачи, пережила и их смерть. И в преклонном возрасте осталась одна. Внучки живут в городе и в далёкую деревушку часто приезжать возможности нет. Так и вышло, что рядом осталась лишь сноха. Когда сил у старушки совсем не осталось, она забрала бывшую свекровь к себе в Юргу.
Нина Анатольевна уже больше сорока лет работает фельдшером. И хотя уже могла бы уйти на заслуженный отдых, односельчане не отпускают своего доктора. Молодёжь в село не едет, кто же тогда будет больных лечить? Вот и приходится ей работать на две деревни: Юргу и Черемшанку.
- После смерти мужа я второй раз замуж вышла, - рассказывает она. – Но, бывая в Черемшанке, Марию Ивановну не забывала, навещала. А когда увидели мы с мужем, что совсем она ослабла, посовещались, да и забрали её к себе. Дом большой, места хватает, дети выросли.
Так и живём уже больше четырёх лет. Первые месяцы притирались друг к другу, а теперь уж привыкли. Когда чуть больше года назад нам предложили оформить документы на приёмную семью, сначала думали: «Зачем, и так бабулечка у нас живёт?» Но соцработники убедили, что лишняя копейка никогда не помешает. Пожилому человеку лекарств немало требуется.
- А так она нам не в тягость, - говорит Нина Анатольевна. – Я только, вокруг глядя, удивляюсь нынешней жизни. Почему же так заброшены старые люди, где ответственность детей и внуков за тех, кто их воспитал и вырастил? Чем заслужили они одиночество?