Медиакарта
5:41 | 29 марта 2024
Портал СМИ Тюменской области

ИГОРЬ ХОЛМАНСКИХ: УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ ФОРМИРУЕТ ИННОВАЦИОННУЮ ПОВЕСТКУ В ЭКОНОМИКЕ

ИГОРЬ ХОЛМАНСКИХ: УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ ФОРМИРУЕТ ИННОВАЦИОННУЮ ПОВЕСТКУ В ЭКОНОМИКЕ
13:55 | 01 октября 2013
Источник:

       Игорь Рюрикович, несколько дней назад Президент России посетил Югру и Ямал. Вы сопровождали Главу государства в этой поездке. Какие события в ходе его визита можно выделить в первую очередь?

В ходе поездок Президента не бывает мелочей и несущественных событий. И все же особое значение имели запуск Няганской ГРЭС, Арктический форум, в котором участвовал Глава государства, и совещание по строительству Сабетты. Тогда первый вопрос – о Няганской ГРЭС. Что такого особенного в пуске не самой мощной электростанции и почему на этом событии побывал Глава государства? Начнем с того, что основные фонды в российской электроэнергетике длительные время почти не обновлялись. Они серьезно устарели морально и физически, что представляет угрозу для нормального функционирования экономики и национальной безопасности. А потому пуск новых объектов в этой отрасли – уже событие. К тому же общая мощность Няганской ГРЭС довольно солидная. Она достигает 1254 мегаватт – это почти два Днепрогэса. Годовая выработка электроэнергии на новой электростанции составит 8,5 миллиардов киловатт-часов. Но главное даже не в этом. Няганская ГРЭС – самая современная электростанция страны. На ней применяется наиболее продвинутая технология генерации – парогазовые энергоблоки. КПД таких установок существенно превосходит обычные паровые турбины. На Няганской ГРЭС этот показатель достигает 58%, в то время как в среднем по стране он не превышает 35 - 40 %. Как говорится, почувствуйте разницу! Помимо энергосбережения применение парогазовых блоков дает экологический эффект. Минимизируется объем вредных выбросов, снижается поступление в атмосферу углекислого газа и потребление кислорода. На Няганской ГРЭС применено также множество других инновационных решений. Пуск электростанции в Нягани стал качественным скачком в развитии российской электроэнергетики. И очень важно, что произошло это у нас, в Уральском федеральном округе. Инвестором и владельцем Няганской ГРЭС является финская компания «Фортум». Разве это нормально, что такая стратегическая отрасль, как электроэнергетика, отдается в руки иностранцев? Нужны ли стране такие инвестиции? Именно такие инвестиции нам и нужны. Построить электростанцию – это ведь не на бирже играть. Ее из страны не вывезешь. Функционирование всех объектов электроэнергетики в России регулируется нашим законодательством и решениями органов государственной власти. А поскольку вложения в электростанцию носят долгосрочный характер и окупаются годами, зарубежный инвестор в первую очередь заинтересован в ее устойчивой и эффективной работе. При этом в России внедряются самые передовые технологии и производственная культура. Здесь как раз тот случай, когда сотрудничество с иностранным инвестором является действительно взаимовыгодным. И его обязательно нужно развивать. В Салехарде Президент России принял участие в Арктическом форуме. Сейчас много говорят о том, что Россия возвращается в Арктику. Что конкретно стоит за этими словами и какова роль Уральского федерального округа в данном процессе? Речь идет о том, что Россия должна утвердить и отстоять свои интересы в этом стратегически важном регионе мира. За Арктику, ее богатства и транспортные возможности сейчас ведется нешуточная борьба. И в этой конкуренции нашей стране необходимо решительно бороться за первенство: ведь мы являемся крупнейшей арктической державой. У данной проблемы есть несколько составляющих – военная, дипломатическая, геополитическая. Но определяющую роль в утверждении российских национальных интересов в Арктике играет все-таки экономика. В этом регионе необходимы «мегапроекты», такие, каким в свое время стало создание Северного морского пути. Одним из пионеров в реализации таких проектов является именно Уральский федеральный округ. Очевидно, речь идет, в том числе, о строительстве порта Сабетта. В ходе визита Президента в ЯНАО по этому вопросу состоялось полузакрытое совещание. Приоткройте завесу тайны – о чем там говорилось? Никакой тайны в строительстве Сабетты нет. Там запланировано создать не просто порт, но уникальный для России транспортно-энергетический комплекс. Его ядром станет завод по выпуску сжиженного природного газа мощностью до 15 миллиардов кубометров в год. В целях погрузки и транспортировки углеводородов будет построен морской порт. Для завоза строительных материалов и вывоза грузов Северного морского пути предполагается проложить железнодорожную ветку Саббета - Бованенково. Масштаб проекта действительно впечатляет. Правда, и средств он потребует немалых. Общий объем инвестиций ориентировочно составит порядка 650 миллиардов рублей. К началу сентября нынешнего года, как отметил на совещании в Салехарде Владимир Владимирович Путин, частные инвесторы уже вложили в проект свыше 60 миллиардов рублей. Однако такие затраты себя оправдают. Создание комплекса в Сабетте будет означать прорыв в развитии отечественной топливной промышленности и наращивании ее экспортных возможностей. До сих пор в экспорте газа мы полностью зависели «от трубы», а значит – от транзитных стран, через которые проходят трубопроводы. К каким проблемам это приводит, всем известно. Даже строительство газопроводов по дну моря полностью не решает проблемы выхода на глобальный рынок. Не случайно самым динамичным сектором в развитии мировой газовой отрасли становится производство сжиженного газа. Танкеры с «голубым топливом» могут доставить его в любое приморское государство на всех материках. Именно благодаря Сабетте Россия сможет выйти на этот перспективный рынок. Тем более важно, чтобы такой стратегически важный проект был реализован в намеченные сроки. Первую линию по производству сжиженного газа мощностью 5,5 миллионов тонн в год планируется ввести в строй к 2017 году. Тогда же должен начать работу и порт Сабетта. К настоящему времени, как отметил Глава государства, основные работы идут по графику. На совещании по Сабетте обсуждались конкретные меры, необходимые для соблюдения плановых сроков и в дальнейшем. Убежден, что это задачу вполне можно решить.
К числу стратегических мегапроектов по освоению арктического региона относится и Северный широтный ход. Каковы на сегодняшний день перспективы его реализации? Принципиальное решение о строительстве Северного широтного хода руководством страны принято. Это было еще раз подтверждено на совещании по инфраструктурным проектам Ямала, состоявшемся под председательством Президента России в ходе его недавней поездки в ЯНАО. На совещании министр транспорта Российской Федерации сообщил, что сооружение данной железнодорожной магистрали может начаться раньше 2017 года. Напомню, что на этот год запланировано открытие федерального финансирования по ФЦП «Развитие транспортной системы России», куда входит и проект Северного широтного хода. Ряд объектов в рамках мегапроекта уже строится. В их числе – мост через реку Надым, который планируется ввести в эксплуатацию весной 2014 года. Оператором проекта выступает корпорация «Развитие». Не сомневаюсь, что с обновленным руководством и скорректированной стратегией деятельности она окажется на высоте положения.

Автор: накануне.ру