Медиакарта
14:56 | 6 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

И годами взяла, и душой не увяла

И годами взяла, и душой не увяла
23:49 | 01 октября 2013
Источник: Светлый путь

Бывают моменты, когда я устаю от своей работы. Каждое утро просыпаюсь и думаю: неужели всю жизнь писать придётся, что-то придумывать, сочинять, куда-то мчаться, снова писать… Но это всё только настроение. Чувствую же совсем другое и работу свою очень-очень люблю. Ведь если бы не она, судьба никогда не познакомила бы меня с удивительными, интересными, талантливыми, сердечными людьми. Вот и сейчас хочу сказать ей спасибо за новую встречу, новое невероятное знакомство, оставившее тёплый след в моей душе.

Вместе с фотокорреспондентом мы побывали в Бухтале в гостях у чудесной женщины, замечательного человека, заслуженного учителя народного образования Аиды Тихоновны Нигматуллиной. Сейчас Аида Тихоновна на пенсии, ведёт скромный, тихий образ жизни, из дому выходит редко, так как здоровье не позволяет. В первую минуту нашего с ней знакомства, а разместились мы в просторной кухне за уютным круглым столиком да за чашкой чая, моя героиня призналась, что больше всего в жизни не любит неожиданные сюрпризы. Как только мы сказали о цели своего визита, Аида Тихоновна сразу догадалась, что это опять её бывшие ученики постарались. И не ошиблась. Просто 4 октября у их любимого учителя юбилей, 75-летие! Захотели сделать приятное.

Разговор по душам растянулся на часа два. Моя героиня рассказывала о своей жизни с ностальгией, с трепетом в голосе, с искоркой в глазах. Слушать её хотелось снова и снова.

–Родилась я в Свердловской области, на станции Егоршино. Воспитывалась в семье интеллигентной, трудолюбивой и очень дружной. Ни разу в жизни мы с сёстрами Земфирой и Аллой не слышали, чтобы родители ссорились, повышали друг на друга голос. Мама Ксения Алексеевна была домохозяйкой, характер у неё был экспрессивный, эмоциональный. Папа Тихон Васильевич был партийным служащим, но не чиновником, всегда спокойный, добрый. Помню, если маме что-то не нравилось, она пыталась вспылить, папа, шутя, говорил: «Дети, тише, тише, там самовар закипает». Он умел маму успокоить, найти к ней подход. Сейчас с позиции своего возраста, приобретённого опыта могу с уверенностью сказать, что больше в своей жизни такой семьи, как наша, не встречала.

–Аида Тихоновна, Вы ведь рано уехали из отчего дома. Тяжело было вдалеке от родных?

–Очень тяжело, рыдала каждый день горючими слезами. Мне ведь всего шестнадцать лет было, когда я уехала в Тюмень за образованием, поступила в пединститут. В то время не стоял вопрос хочешь-не хочешь. Надо и всё. И это не обсуждалось.

–Захотели стать педагогом?

–Нисколько не хотела, мечтала техническим работником стать. Но в радиотехнический техникум меня не взяли, туда только с семнадцати лет принимали. Подруги поступали в пединститут, и я решила следом за ними. Я поступила, а они нет. Судьба.

–И всю жизнь посвятили работе в Бухтальской школе…

–Да, все сорок лет неизменно на одном месте. После окончания вуза меня направили в эту школу и сразу же дали десятый класс. Помню, увидела этих взрослых ребят, ненамного младше себя, и заплакала, думала, что же с ними делать-то буду. Но время всё на свои места расставляет.

Для своих учеников Аида Тихоновна навсегда останется самым лучшим учителем истории, географии, литературы, русского языка, мировой культуры.

–У каждого человека есть в жизни моменты, которыми он особенно дорожит. И у Вас наверняка тоже…

–Знаете, если говорить о детских, юношеских годах, то я никогда не забуду наши семейные литературные вечера, как папа наизусть цитировал Есенина, пересказывал Островского, «Графа Монтекристо». Он был человеком начитанным, у нас в доме была огромнейшая библиотека. Ещё папа нас к классической музыке приучал, мы часами слушали Чайковского, Моцарта. Это были лучшие вечера в жизни. А если о работе говорить, то здесь мне дороги все моменты от и до. Мне до сих пор снится, что я провожу уроки для моих учеников.

–Теперь понимаю, почему родители вам такие имена удивительные, редкие выбрали…

–Да, классика всему виной, – улыбнулась Аида Тихоновна.

–А вот с супругом своим Вы как познакомились?

–Мой супруг Ахат Камулыдинович был из местных ребят. Как-то мы с коллегами на августовское совещание в райцентр поехали, а было нас много, грузовик забит до отказа. В том же грузовике ехали призывники, среди них – мой Ахат. Познакомились. Потом на танцах встретились. Я проводила его в армию. Дождалась. Сыграли свадьбу.

–Времена и нравы тогда были другие. Как родители Вашего мужа приняли русскую невестку?

–Даже вспоминать не хочется. Одно могу сказать, что когда у меня дочка родилась, я ей с раннего детства внушала, убеждала, что никогда и ни за что не надо связывать свою судьбу с человеком иной национальности.

–Но, несмотря ни на что, Вы с мужем пятьдесят лет вместе. Знаю, что недавно и золотую свадьбу справили.

–А как же иначе, ведь я с любимым человеком их прожила.

Аида Тихоновна и Ахат Камулыдинович идут по жизни рука об руку. В этом их секрет семейного счастья. А ещё счастье пожилых людей – это их дети, дочь Татьяна и сын Юрий, и внуки с правнуками, которых шестеро. Дочка проживает с семьёй в Тюмени, сын уже два года живёт с родителями, которым необходимы забота и внимание.

Аида Тихоновна Нигматуллина – отличник образования, заслуженный учитель народного образования, есть в копилке её наград и Почётные грамоты, и Благодарственные письма. Но о трудовых поощрениях ветеран-педагог говорить тоже не любит, потому что главным достижением в жизни считает то, что дала образование многим детям. И очень дорогого стоит то, что многие из её учеников выбрали профессию педагога.

Говорят, что бывших учителей не бывает. Аида Тихоновна Нигматуллина уверена, что не бывает бывших и учеников. Праздник, событие, памятная дата или просто желание увидеть любимого учителя – для этого выпускники Аиды Тихоновны всегда найдут повод, чтобы приехать в гости. И более дорогого подарка для ветерана просто нет.

Во время нашей беседы я интересовалась у Аиды Тихоновны яркими моментами её жизни. У меня же таким моментом этой незабываемой встречи стало следующее. Когда в кухню вошел Ахат Камулыдинович (всё это время он находился в комнате, так как не любит общественности), моя героиня произнесла: «А вот и мой муж, моё счастье». Нужны ли здесь комментарии? Главное уже сказано.

Автор: Елизавета ФОМИНЦЕВА