Безжалостно время. Оно стирает прекрасные черты, оставляя на лице отметины горьких и сладких мгновений, волосы украшает серебром…
Приходит осень жизни, тихая, тёплая, с большим багажом воспоминаний.
Люблю беседовать с пожилыми людьми. В минуты откровений с пасмурного лица уходят тучи и оживают глаза – зеркало вечно молодой души. Тогда только успевай записывать летопись жизни.
СИБИРЯЧКА ГЕНРИЕТТА
Приятный говорок с мягким «л» сразу выдал в женщине немку. В свои без малого 92 года (день рождения 19 ноября) Генриетта Георговна Кошкарова (Гартунг) мила собой и слово-охотлива. Разговорились.
Она из сосланных. Семья жила в селе Франк Волгоградской области. В 1941 всех сослали в Сибирь.
–Подошла телега, погрузили папу, маму, пятерых детей, повезли на станцию, – погружается женщина в воспоминания. – Везли как лошадей в вагоне. А я в это время беременная была. Хозяйство бросили, дом остался сиротой, туда уж больше не вернулись.
Приехали в сентябре, а первого декабря я родила первенца Андрея.
В разные районы направляли ссыльных, Гартунг определили в село Ярково Омской области. Население встретило насторожённо, русского языка сосланные не знали совсем. Через три года пришлось пожить в Тобольском районе, однако была мечта воссоединиться с родственниками: в Успенке жила родная сестра отца. И весной (в марте 1948) Фрида и Виктор (сестра и брат Генриетты) отправились туда пешком. Дорог не было, транспорта тоже. В марте ещё было прохладно. Долго шли. Ночевали, где придётся, ели, что подадут сердобольные люди.
В этом же году отец Георг Георгович вернулся из трудармии, и в 1949 семья перебралась в Успенку.
Всю свою жизнь женщина трудилась: сначала дояркой, потом санитаркой в Успенском доме инвалидов, отсюда на пенсию ушла. Вспоминает, как на ферме по талонам выдавали… лапти. Портянок не было, мешки разрезали и наматывали вместо них. И много ещё чего может рассказать ветеран. Помнит.
Двое детей у Генриетты Георговны: сын Андрей с 1941 года и дочь Мария с 1949. Маша после окончания восьми классов в Успенской школе поступила в Тюменский кооперативный техникум и в 1967 году была направлена на работу в Нижнетавдинское РАЙПО. До пенсии Мария Середова не меняла места работы. В 2005 к ней переехала мама. Здесь пожилая женщина под присмотром, и ей не дают скучать трое внуков, четыре правнука и две правнучки! Все рядом, и часто забегают навестить и помочь по хозяйству.
У Генриетты Георговны за эти годы появилось много знакомых, она любила погулять, посидеть на лавочке – подышать свежим ветерком. Только нынче уже не смогла, правая нога сильно беспокоит, тяжело стало передвигаться. Годы берут своё. Но женщина с удовольствием общается по телефону. Мы ещё не закончили беседу, как позвонила сестра Фрида Георговна, она около двадцати лет проживает в Германии. Поговорили.
–Она два раза в неделю строго звонит, по средам и воскресеньям, - пояснила дочка.
Всё правильно.
Посмотрели семейные альбомы, сделали фото на память, попрощались. А я ещё долго находилась под впечатлением от встречи с маленькой женщиной с белыми, как снег, волосами, светлой душой и нелёгкой судьбой, как у большинства сибирских женщин.
Главное для пожилого человека – быть среди родных и не чувствовать себя обузой. Взгляда, прикосновения руки бывает достаточно, чтобы продлить годы.
Не жалейте сердца для своих стареньких мам и отцов, бабушек и дедушек. Они жили для нас, а сейчас им достаточно простого участия. Не забудьте пожелать здоровья каждому, кого встретите в День пожилых людей.