Медиакарта
3:16 | 29 марта 2024
Портал СМИ Тюменской области

С видом на пробки

С видом на пробки
14:07 | 02 октября 2013
Источник:

Свои аргументы против многоэтажной застройки жители деревни Патрушева изложили в письме губернатору области, главе Тюмени и депутатам гордумы.

Ранее планировалось, что на поле между ул. Федюнинского, деревней Патрушева и поселком Суходолье появится малоэтажная застройка. Однако в июне этого года администрация города предложила внести изменения в Генплан. Возможность многоэтажной застройки обсуждалась на публичных слушаниях в середине августа.

Закрытые улицы

Жители деревни просят провести экспертизу того, как скажется строительство высотных домов на транспортную, коммунальную, социальную и экологическую ситуацию в районе. Письмо подписали 140 человек.

— 26 тысяч жителей, которые приедут сюда жить, — это умопомрачительная цифра. Население города не растет такими темпами, — подчеркивает житель деревни, один из организаторов «Новой Тюмени» Антон Макаров. — И так каждый год возводится миллион квадратных метров, значительная часть которых, в принципе, остается невостребованной. При этом нагрузка на транспортную и социальную инфраструктуру будет совершенно другой.

Тюменский микрорайон испытывает транспортные проблемы уже сейчас. Утро в Тюменском-2 выглядит всегда одинаково: потоки работающих людей направляются из дома в центр. Вечером — то же самое, только в обратном направлении. Но необходимость ездить на работу в центр была бы не самой большой проблемой, если бы не транспорт, а точнее, его отсутствие.

— Конечно, если дойти до Широтной или Пермякова, выехать из микрорайона не так сложно, — рассуждает Анастасия Полякова, член группы «Инициативный город». — Однако на это уйдет 15-20 минут. А утром придется еще потолкаться в автобусе и, чего доброго, оторвать себе пуговицу на одежде. Из самого микрорайона не уехать ни до ост. Холодильная, ни до ост. М. Горького. Улицы после Первомайской для нас, можно сказать, закрыты — потому что прямых маршрутов в этом направлении отсюда нет. Считается, что тюменцы много зарабатывают. Тем не менее это не всегда так. Поэтому не каждый может позволить себе ехать с пересадками и тратить дополнительные средства.

С транспортной тесно связана другая проблема — недостаток в микрорайоне детских садов. Строительства обещанного садика здесь ждут как из печки пирога. А пока каждая семья решает проблему по-своему — кто-то обращается в частные сады, а тот, кому это не по карману, вынужден ездить в другой район. Сценарий все тот же — 15-20 минут до Широтной, полный автобус плюс один или два ребенка «в нагрузку».

Избавить от транспортной проблемы, по мнению Анастасии, могли бы дополнительные маршруты от улицы Артамонова. Соответствующее предложение она решила отправить директору департамента дорожной инфраструктуры и транспорта администрации города и главе Тюмени, предварительно организовав сбор подписей. В микрорайоне инициатива не осталась незамеченной. На момент подготовки материала обращение подписали 162 человека.

Дороги преткновения

У владельцев собственного транспорта тоже не все гладко. Страшный сон автомобилистов — улица Пермякова, на которой без пробок не обходится ни дня. Похожая ситуация — с объездной дорогой. Поэтому расположенную неподалеку деревню Патрушева часто используют как транзитный путь те, кто едет в микрорайоны, например, с Дома обороны. Город медленно, но верно подступает к деревне, и ее жители уже ощутили последствия такого соседства. Сегодня только для того, чтобы выехать из деревни Патрушева вечером, нужно потратить не менее 15 минут. Однако в ближайшее время из-за застройки поля многоэтажками ситуация может только усугубиться, считает житель деревни Антон Макаров. Он предсказывает: город ждет транспортный коллапс, который коснется как Патрушева, так и Тюменского микрорайона.

Впрочем, в администрации города не драматизируют ситуацию и говорят о строительстве объездной дороги, которая и призвана решить проблемы деревенских жителей. В Патрушева же не верят в то, что темпы развития дорожной инфраструктуры будут поспевать за темпами ввода жилья и, соответственно, появлением новых жителей.

— Все эти пробивки улицы Монтажников, речи о второй объездной дороге — все это если и сделают, то только постфактум, — размышляет Макаров. — В любом случае, близится период, когда Пермякова будет стоять 24 часа в сутки. Для строительства дорог нужны миллиардные вложения, а где их взять, если из бюджета выпал НДПИ? Понятно, что сокращение финансирования коснется, в первую очередь, не соцвыплат или здравоохранения, а именно транспортной инфраструктуры.

К равнодушию привыкли

Информация о письме разлетелась по новостным сайтам и тут же собрала огромное количество комментариев. Реакция тюменцев оказалась неоднозначной. Жителей Патрушева причислили к олигархам и обвинили их в желании отделиться от остальной Тюмени по социальному признаку. Из этого следовал только один вывод — строительству быть. Назло «олигархам».

Антон Макаров к олигархам себя не причисляет и такой реакцией, мягко говоря, удивлен.

— Мы же не требуем обнести нас бетонной стеной! — возмущается он. — Никто не говорит: «Мы хотим жить отдельно от вас». Мы лишь хотим, чтобы уже принятые «правила игры» не менялись. А согласно этим правилам на поле должна быть малоэтажная застройка. Европа и Америка отказались от высотного строительства еще в 60-70-х годах прошлого века.

На это у ТДСК есть свои аргументы. Компания обещает, что застройка будет каскадно-лучевой, а это значит, что ближе к деревне будут располагаться именно малоэтажные дома, а ближе к Федюнинского — 14-16-этажки.

Из комментариев на новостных сайтах можно сделать вывод о том, что Патрушева — не обычная деревня, а своего рода райский уголок без забот и хлопот. Антон Макаров не согласен — жителям деревни, по его словам, хватает своих проблем.

— Администрации сельского поселения, к которой мы относимся, в принципе, нет до нас дела, — говорит он. — За последние три года не заасфальтировано ни метра дороги. Были ямочные ремонты, которые делают каждый год в одном и том же месте, и к тому же некачественно. Жители сами скидываются на то, чтобы заасфальтировать где-то дорогу. Мы привыкли, что для нас ничего не делается, но когда хотят ухудшить то, что есть, это уже слишком.

Даже если дороги построят вовремя и транспортного коллапса не случится, строительство высоток и в самом деле может подкинуть жителям деревни новых проблем. Дело в том, что у половины из них своя канализация и индивидуальное водоснабжение — колодец или скважина, организация которых вместе со всем оборудованием стоит порядка 100 тысяч. Однако все эти вложения могут оказаться напрасной тратой денег. Для строительства 16-18-этажных домов нужно забить сваи, все это однозначно приведет к изменению горизонта воды. Кроме того, могут быть затоплены подвалы. «Цокольные этажи в деревне строились из расчета, что это будет зона малоэтажной застройки, — объясняет Макаров. — Нельзя просто разобрать это все или переделать».

Без иллюзий

Впрочем, у сторонников застройки свои доводы. Бытует мнение, например, что чем больше жилья построят, тем дешевле в конечном итоге оно обойдется покупателю. Та же Анастасия Полякова, например, говорит: «Чем больше микрорайонов будет строиться, тем быстрее Тюмень станет городом-миллионником, а, как известно, миллионники имеют преимущество перед другими городами». Однако столкнувшиеся с реальностью жители Патрушева предпочитают не питать иллюзий.

КСТАТИ

На сегодняшний день у ТДСК уже готов проект развития этого участка. Строительство должно начаться в 2015 году. Численность населения в новом районе на участке в 215 га составит 26 тысяч человек.

КОММЕНТАРИИ

Главный специалист отдела генерального плана департамента градостроительной политики администрации Тюмени Екатерина Бобылева: «Проект нового Генплана находится на согласовании. На публичных слушаниях в августе жителей Патрушева не было. Против поправок выступили только несколько представителей дачных сообществ. Активная реакция последовала постфактум.

На самом деле жители деревни только выиграют от строительства района. Там будет дорога в объезд Патрушева. Транспортники новый Генплан уже согласовали».

Архитектор Владимир Силантьев: «В целом городу нужны многоэтажки. Другое дело, что вокруг них нужно больше строить детских садов, школ, церквей. Конечно, все многоэтажки похожи друг на друга. Они могут быть разными, но, как правило, используется типовой проект. Он дешевле, экономичнее и целесообразнее для застройщика. Для самих жителей — вряд ли. Но если не нравится — как говорится, голосуйте ногами».

Ульяна ПЛЮСНИНА

Фото Галины БЕЗБОРОДОВОЙ